В зимний «Список литературы» вошли шесть книг. Это произведения современной прозы — рассказы, повести, два романа и две нон-фикшен книги. Преимущественно все они изданы на нашей платформе в 2022 году. Здесь и философские притчи, и мистические рассказы, семейная сага и постмодернистский роман. Авторы нон-фикшен обращают нас к прошлому: одна из книг показывает бытовую сторону жизни наших писателей-классиков и их предпочтения в еде и напитках, а другая — большое, подробное, художественно-историческое исследование о династии Медичи и ее влиянии в эпоху Ренессанса на политическую, экономическую и культурную жизнь Флоренции.
Как всегда, с радостью представляем вам книги авторов Rideró, которые, мы уверены, достойны внимания широкой аудитории. Начнем с нонфика!
Автор книги «Любимая еда русских писателей», журналист и краевед, Алексей Митрофанов внимательно изучил разные открытые источники и мемуары, собрав малоизвестные и любопытные факты биографий Гоголя, Лермонтова, Достоевского, Тургенева, Льва Толстого, Алексея Толстого, Чехова, Крылова, Гиляровского, Горького, Есенина, Куприна, Булгакова, Маяковского, Олеши, Катаева и других литераторов.
Здесь рассказаны в том числе и курьезные случаи, записанные их современниками, интересные подробности писательских биографий. Например, из книги можно узнать, что подавали в 1880 году на обеде в честь открытия в Москве памятника Пушкину или заглянуть на кухню к Анне Ахматовой. Ее соседка по коммунальной квартире попросила однажды присмотреть за поставленной в духовку пшенной кашей с тыквой, а вернувшись, обнаружила кастрюлю пустой. «Было так вкусно, что забыли вам оставить», — ответила изумленной женщине Анна Андреевна. Рецензент этой книги, литературный критик и писатель Игорь Михайлов прочел ее с удовольствием: «Самым решительным образом рекомендую эту замечательную книгу к прочтению и самому широкому применению начинающими литераторами в качестве учебного пособия».
Большая книга «Медичи — покровители Флоренции» Ирины Терпуговой написана с любовью и глубоким погружением в тему. Автор с 1998 года живет в Италии и работает лицензированным гидом по Тоскане. Эта книга о семье Медичи — ее большой труд с изучением внушительного списка источников.
Речь в книге идет о династии, которая управляла Флоренцией и Тосканой в течение трех столетий. Действие происходит во Флоренции XIV — XVIII веков, когда Медичи живут в этом городе. Их происхождение неизвестно, но представители семьи управляют Флорентийской республикой сначала неофициально, а потом становятся герцогами Тосканы. Постепенно Медичи придали Флоренции тот образ, который мы видим сейчас.
«Поражает грандиозность проделанного труда. Видно, что был изучен и проработан огромнейший фактический материал, — пишет в рецензии Игорь Михайлов. — Пришлось, видимо, скрупулезно изучать и само хронологическое описание жизни членов знаменитой династии и исторических событий общественной жизни как Флоренции, так и соседних государств. Например, события и последствия крушения Восточной Римской империи описаны и в глобальном смысле и по персональным биографиям. Очень наглядно показана жизненная зависимость решений, желаний, ошибок, предпочтений или претензий отдельных Медичи и жизни всего остального населения Флоренции и соседних государств, внимательно и подробно разобран практически каждый случай или факт».
Книгу уже заметило большое издательство и скоро она выйдет в печатном виде в «АСТ», а в электронной версии останется доступна на Rideró и разных маркетплейсах (пока ее можно приобрести в печатном виде и у нас).
Финалисту и победителю многих премий по литературной критике Ивану Родионову мы передали на рецензию книгу Ирины Семичевой «Странный день в Хунедоаре». Книга состоит из пяти мистически-детективных рассказов и повести, о каждом из которых Иван кратко рассказывает в обзоре.
Все произведения, по его словам, объединяет контраст и тайна, вот ключевые слова для этого сборника. «Он (контраст) бьет в глаза сразу, с обложки, на которой акварельный замок и симпатичная лиса соседствуют с суровым значком «18+». Так будет и дальше, и читателя не раз удивит сочетание легкой готики и социокультурных мифов с пугающей детальностью, лишенной, однако, физиологического натурализма. Давно известно: скримеры и чудища страшат гораздо меньше, чем, например, внезапный чайный гриб в мутной банке, стоящей на подоконнике. Приемов, которые использует Семичева, в общем-то, немного. Но они работают (детальность, сквозные сюжеты)… Но лучше всего автору удается увлечь читателя загадкой: каковы первопричины угрожающего искривления реальности, выхода за границы нормального? В этом смысле аннотация не обманывает — это действительно мистические детективы, почти метафизические».
Цикл «Предатели» Ольги Маркович тоже сложен из пяти рассказов или скорее, по мнению литкритика Антона Осанова, маленьких повестей. «От неожиданной офисной любви («Полтора дня») до притчи об искусстве («Метода»).
Какую бы позицию ни занимала Маркович, она всегда извлекает из нее сильную, умную, насыщенную историю, — отмечает рецензент. — У Маркович получается очень емкая, идейная проза. В отдельных случаях даже религиозная. Немного экспозиционная, с точной мерой в словах, проза эта раскрывает настолько простые истины, что о них, кажется, все давно позабыли.
В «Метóде» читатель приблизится к смыслу искусства, а может даже коснется его. В «Собаке» поймёт цену озлобленности. А «В ящике», платоновском тексте о том, что не стоит умалчивать «роль человеческой сути», философ Кант займет место рядом с петрушкой и не умалит своей сути».
Осанов дает высокую оценку писательскому дарованию автора, неоднократно также отмеченного на канале 1 Ridero Day: «Маркович обладает незаметным, но очень важным талантом: различать столь малые величины, что при взгляде на них они разворачиваются в настоящий космос. Самые простые наблюдения оказываются самыми важными, а самая доступная мысль — самой невозможной…
«Предатели» — это очень сильный, притягательный сборник тех важных историй, которые не хочется испытать на себе. Только вот так, на бумаге, на чужом, выдуманном примере. И все равно сидишь потом с наполненным сердцем, будто сам только что все эти предательства сразу всем и простил. Прекрасная, мыслящая книга».
Роман «Гора ветров» Анны Таволгиной рассказывает историю героев родом из маленького сибирского городка, где «насколько хватает глаз, простираются угольные шахты». Позднесоветское детство, 90-е, раннее взросление главных героев Тани и Саши, которые полюбили друг друга и несут свою любовь вместе и врозь.
«Милое вранье во благо и личная тотальная неустроенность неожиданно оборачиваются развалом страны — внезапно, в книге читается такая вот метафора, — пишет в рецензии Иван Родионов. — Да, вследствие не значит из-за, но мысль вполне ахматовская — внешняя катастрофа становится расплатой за частные грехи. И, соответственно, наоборот. Едва ли можно вернуться домой, чтобы заново учиться рисовать и любить. Уже 1991-й и далее, и их, прежних, уже нет. Нет никакого «Дома на набережной», как и «Калины красной» — пришли «Елтышевы». Им же еще везет на самом деле — Саша устроится в милицию, а у Тани на фоне такой эпохи внешне все и вовсе будет замечательно. Но не выйдет, не выгорит».
Это классическая семейная сага. «Иногда в романе сквозят сентиментальность и сериальность, а некоторые сюжетные линии избыточны и особо никуда не ведут. Но все это уравновешивается хорошим, ясным русским языком, точностью деталей и какой-то щемящей пронзительностью центральной истории».
И шестая книга с положительной рецензией — роман Каттаны Игоревны «Берлинская лазурь». В основе книги история 37-летней Лизы, которая приезжает в Берлин, чтобы вытащить себя из депрессии, забыть несчастную любовь и отвлечься от жизненных неурядиц. «Берлинская лазурь» — книга о свободе и волшебстве, которые могут войти в вашу жизнь, если вы позволите себе дурашливо и бесстрашно поиграть с закостенелыми границами и открыться новому, — пишет в рецензии книжный гид и филолог Мария Хмара. — Читать эту книгу стоит с таким же намерением — с готовностью прочесть новое, странное, эклектичное, не вполне укладывающееся в привычные представления о жанре и художественной логике, но написанное с изрядной долей юмора, который озаряет текст, превращая его огрехи в очаровательные особенности».
Идей в книге столько, что их можно было бы развить в несколько отдельных произведений. Написано интересно и достойно прочтения с постмодернистской ухмылкой».
Подробнее с книгами и рецензиями на них можно ознакомиться на странице проекта «Список литературы» Rideró.
Хотим с вами также поделиться, что к числу приглашенных в проект независимых литературных критиков с нового года присоединилась филолог и переводчик Наталья Санникова. Она перевела на русский язык пьесы Лагарса, Кольтеса, Беккета, Кроммелинка, Вишнека и других авторов. Спектакли по ним вышли в Александринском театре, БДТ, московском ТЮЗе, Театре им. Пушкина и других театрах. В 2019 году Наталья Санникова получила премию Ассоциации театральных критиков за новый перевод пьесы «Конец игры» Сэмуэла Беккета.
А в обзоре книг Rideró в этом квартале участвовали уважаемые эксперты, литературные критики: Иван Родионов, Антон Осанов, Игорь Михайлов и Мария Хмара.
О концепции и внутреннем устройстве сборника Надежды Флайг «Другая я» рассказывает писательница Марго Гритт Сборник рассказов «Другая я» предлагает читателю современное исследование женских характеров от профессионального психолога, который, однако, пытается ... Читать далее
Рецензию на книгу Леони Вебер «Очень приятно, Вилары» подготовила писательница Марго Гритт. Юная Полин, главная героиня повести «Очень приятно, Вилары!», покидает родную страну и переезжает во Францию, в дом отца, ... Читать далее
Один из бонусов нашего ежеквартально обновляемого проекта «Список литературы» — это возможность познакомиться ближе с авторами Rideró, узнать, какие замечательные люди к нам приходят и публикуют важные для них тексты, ... Читать далее
О книге Ларисы Майоровой «Чемодан» рассказывает поэт и переводчик Наталья Санникова. Стремительное развитие сюжета (без отступлений на описание красот природы или тонких душевных переживаний персонажей), насыщенный событийный ряд, повествование, которое ... Читать далее