Итак, пять рассказов и повесть. Попробуем рассказать о каждой истории без спойлеров.
И это сборник не рассказов вовсе, а маленьких повестей. От неожиданной офисной любви («Полтора дня») до притчи об искусстве («Метода»). Какую бы позицию ни занимала Маркович, она всегда извлекает из неё сильную, умную, насыщенную историю.
У Маркович получается очень ёмкая, идейная проза. В отдельных случаях даже религиозная. Немного экспозиционная, с точной мерой в словах, проза эта раскрывает настолько простые истины, что о них, кажется, все давно позабыли. В «Метóде» читатель приблизится к смыслу искусства, а может даже коснётся его. В «Собаке» поймёт цену озлобленности. А «В ящике», в платоновском тексте о том, что не стоит умалчивать «роль человеческой сути», философ Кант займёт место рядом с петрушкой и не умалит своей сути.
Попробуйте писать так, чтобы величайший ум лёг рядом с бабкиной зеленушкой! И без смеха лёг, в большом философском вопросе! О, так просто о сложном может писать только Оля Маркович. Она вся в таких важных скрепляющих замечаниях. Ими можно навсегда задуматься.
Из рассказов Маркович мы узнаем, что люди могут быть устроены как большое ветвистое древо, что сворачивать рисунок в трубу — преступление против искусства, что истина часто рождается в барахтанье, и что бывает прикрылечный снег.
Маркович обладает незаметным, но очень важным талантом: различать столь малые величины, что при взгляде на них они разворачиваются в настоящий космос. Самые простые наблюдения оказываются самыми важными, а самая доступная мысль — самой невозможной. Как «В ящике», где вся несправедливость человеческой жизни уместилась в непонимающую бабью перекличку:
— И что же мы, как же?
— Да так вот и будем.
— Да так ведь нельзя.
Красная нить сборника — предательство. Малое и большое, вынужденное и случайное, оно выжигает мир внутренний и мир внешний, оставляя героев на безжизненном пепелище. Но какими бы ни были причины, предательство у Маркович преодолевается прощением, любовью и добротой. Причем не всегда со стороны человека. В этом есть большая духовная сила — даже когда простить невозможно, Маркович находит те единственные слова, которые отличают просто хорошую прозу от по-настоящему великолепной.
«Предатели» — это очень сильный, притяжательный сборник тех важных историй, которые не хочется испытать на себе. Только вот так, на бумаге, на чужом, выдуманном примере. И всё равно сидишь потом с наполненным сердцем, будто сам только что все эти предательства сразу всем и простил.
Прекрасная, мыслящая книга.