Что происходит с человеком, когда привычный ход вещей меняется и жизнь делает резкий поворот — из‑за загадочной рукописи, вызова «скорой» или неожиданной музыки в наушниках. Герои новых книг из рекомендательного «Списка литературы» Rideró оказываются в точке, где старые сценарии больше не работают, а впереди — рискованный эксперимент: с историей, с собственным характером, с профессией, с будущим. И в каждом случае цена этого эксперимента — рост над собой и обстоятельствами жизни, будь то подросток на мексиканской ферме, отличница из провинциального города или врач, который учится не ломаться под весом чужой боли.
Попробуем расставить шесть новых книг нашей подборки по полкам, объединив их в условные пары.
«Другой глобус» Григория Аграновского и «Антидушная история» Даниэля Куро предлагают по‑новому посмотреть на прошлое: книга первого — через постмодернистский исторический детектив и манускрипт‑пророчество, второго — через короткие, ироничные зарисовки о том, как история складывается из частных человеческих слабостей.
Объединяющим мотивом двух других книг, пожалуй, можно выделить личную устойчивость — медленный, жаркий роман‑инициация «Плащ из шкуры бизона, или Город не отцов» Савы Лозы и беллетризованный дневник «В ритме 103» от автора-врача скорой помощи, скрывающегося под псевдонимом Кибер Док, в книге которого адреналин вызовов соседствует с инструкциями по спасению.
«Окрыленная музыкой. Большая история маленькой девочки» Марии Назаренко и «Пипец. Руководство по выживанию» Васи М. — книги про внутренний рост и взросление. С одной стороны, мы узнаем историю юной, начинающей путь героини в попытке отстоять «как хочу» в традициях жанра литературы «янг эдалт» (для молодых взрослых). С другой — от человека, уже прошедшего, судя по всему, огонь и воду, услышим весёлую теорию с классификацией разной степени сложности ситуаций, которые, если разложить по составу и дать определение, возможно, будет легче опознать и пережить.
Вместе с независимыми экспертами проекта Rideró «Список литературы» рассказываем подробнее о каждой книге, получившей от них положительную рецензию.

Главный герой романа — медиевист Эдвард Чехович пытается проникнуть в тайны рукописи и раскрыть ключ к ее пониманию. В сюжете переплетены современный Санкт-Петербург, интриги средневековой Праги и Германии XX века. Рыжий кот Барбаросса, особый персонаж, спутник и помощник в расследовании ученого.
«Каркас «Другого глобуса» — почтенный жанр старого-доброго конспирологического детектива. Но на него, как на новогоднюю ёлку, нанизаны элементы шпионского романа, исторического романа, сюжета о политике и власти, книги о «попаданцах», сверху — щепотка мистики… А еще в книге есть средневековая Чехия, предвоенная Германия и обаятельный всепонимающий кот по кличке Барбаросса — коты в литературе, как известно, ход практически беспроигрышный. В общем, книга Григория Аграновского — затейливая, рационально сшитая, сложно выстроенная, постмодернистская сборная солянка. Впрочем, вполне игровая и увлекательная — читать текст легко, — делится впечатлениями от книги литературный критик Иван Родионов. — …Большой соблазн рецензента — упомянуть при разговоре о «Другом глобусе» либо Умберто Эко, либо Дэна Брауна. Роман Аграновского, впрочем, по своему устройству располагается где-то посередине между этими двумя литературными линиями. Он заметно проще романов Эко, и при этом не такой аттракционно-остросюжетный, как боевики Брауна. «Другой глобус» — скорее честный просветительский текст в духе, допустим, Еремея Парнова. Из интересных приемов книги — постоянные флэшбеки и флэшфорварды, перекрученная фабула, передача авторского голоса сразу нескольким персонажам, недомолвки и умолчания, сожженные мостики. Роман раскрывается постепенно, и читателю многое приходится достраивать самостоятельно — пространства для интерпретаций в книге предостаточно».

Лето мечты Густаво превращается в сезон принудительного «рабства» на томатной ферме и жестких воспитательных экспериментов старого родственника. На фоне пыльных дорог, удушающей жары и бесконечных грядок герой переживает одиночество, ощущает себя заложником рутины, ведет внутренний бунт и пишет родителям отчаянные письма с фермы, где старый Перес его «воспитывает». Это остроумный роман о взрослении и об испытаниях, после которых уже невозможно остаться прежним.
«Цветастая колоритная проза расскажет о тех мексиканских страстях, которые обычно показывают в фильмах с сомбрерами. В каждой главе читателя будут атаковать самые экзотические подробности, и это, пожалуй, беспроигрышный приём, ведь как-то так и представляется сельская Мексика — экспрессивной, жгучей, переперчённой, — рассказывает о книге литературный критик Антон Осанов. — Подросток Густаво попадает на ферму к одичавшему дяде Винсенто. Лишившийся жены, он стал живым памятником собственной скорби. Замуровав себя в саманных стенах асьенды, фермер третирует племянника, нарушившего его заключение. Но и Густаво не подарок — он мало что умеет, зато много что мнит. Поиски своего места в мире приведут Густаво к дружбе с местными мальчишками, к первой влюблённости и столкновению с жестокостью взрослых, но в этой трагедии начнётся медленное, мучительное проникновение одного одинокого сердца в другое. Книга умело сочетает элементы психологической драмы, романа взросления, магического реализма и социальной прозы».

Книга рассказывает о первых вызовах, смерти и спасении, выгорании и невидимом стержне, который не дает сломаться. Автор предпочитает сохранить анонимность за маской Кибер Дока. Из книги вы узнаете, как и зачем он придумал этот образ и как из ночных подъездов, сирен и инфарктов собрал целый мир историй. Есть здесь и врачебные инструкции, благодаря которым люди, возможно,не растеряются в критических ситуациях, чтобы оказать помощь еще до приезда бригады. Это остросюжетный дневник с живыми сценами с выездов — книга на адреналине.
«Перед нами слегка беллетризированный дневник, а в современных реалиях — блог. Тем более, что есть и настоящий блог, который автор ведет «в режиме реального времени». И для тех, кто с ним знаком, книга выглядит просто как некое «избранное» оттуда, — делится мнением о прочитанном публицист и писатель Лин Лобарёв, одобривший книгу в проект. — Конечно, автор подумал и о тех, кто познакомится с ним впервые. Начальные страницы посвящены тому, почему он стал врачом «Скорой», зачем обзавелся псевдонимом, как воспринимает свою профессию и миссию. Это, пожалуй, главное отличие книги от блога: здесь автор не только описывает события, происходившие во время дежурств (разумеется, скрупулезно соблюдая врачебную тайну), но и делится с читателями своими эмоциями: счастьем, когда получается спасти чью-то жизнь, горечью, когда это не удается, возмущением от того, что некоторые «пациенты» тратят ресурсы «Скорой» впустую, тем самым, возможно, лишая помощи кого-то, кто в ней реально нуждается… «В ритме 103» так и стоит рассматривать — это не художественное произведение, а дневниковые записи. И в таком качестве они не разочаруют читателя: и с эмоциями, и с правдой жизни, и с личностным отношением там все в порядке. Присутствует даже некоторая иммерсивность: несколько раз автор добавляет вставки-гайды «Что делать, если…», тем самым напоминая, что «В ритме 103» — книга в буквальном смысле о каждом из нас».

Книга будет интересна тем, кто любит литературу взросления, о жизненном выборе, преодолении и ошибках, которые неизбежны. Однажды подружка Катя ведет Женю в музыкальную школу на прослушивание, и мир меняется, ей открывается новая страница и иной сценарий — «королевство музыки», где каждая гитара шепчет о другой жизни. Страх, зажатость, строгий отец и стремление не выделяться сталкиваются с первой, по-настоящему важной, проверкой — осмелится ли Женя сделать шаг в неизвестность и допеть до конца свою первую «взрослую» ноту.
«Окрыленная музыкой» — роман в жанре Young Adult и классическая история взросления, в которой поиск себя начинается с попытки услышать собственный голос и проявиться — сначала через музыку, а затем через действия, перечеркивающие «как надо» и выводящие на первый план «как хочу», — рассказывает о книге в рецензии книжная обозревательница Елены Чернышевой. — …Музыка постепенно превращается для Жени в пространство взросления. Вместе с занятиями приходят новые знакомства, концерты, соревнования, ощущение принадлежности к миру, о существовании которого Женя раньше не подозревала. Как и в любой истории для «молодых взрослых», этот путь сопровождается первыми ошибками, сомнениями и открытиями — теми самыми «первыми разами», которые формируют опыт и подталкивают к поиску ответов на вопросы без решения. На вопросы о своем месте, о поддержке друзей, о поисках любви — о том, на что ты готов, а на что никогда не решишься».

Даниэль Куро рассказывает о Фемистокле, которого афиняне изгнали за «слишком большую успешность», о средневековых судах над гусеницами и мышами, затворнике‑императоре Мин, о вальсе как «запретном» танце и многом другом. В книге много самоиронии, ярких деталей и неожиданных параллелей с современностью, которые показывают, что история — это не про бронзовых героев, а про живых людей.
«27 увлекательных зарисовок из жизни римских философов, китайских крестьян, французских революционеров и японских солдат. Каждая глава показывает, что воспринимать историческую науку можно не только с высоты правителей и военачальников, но и через быт, отношения и проблемы самых обычных людей — таких же, как и мы», — пишет в рецензии Татьяна Пересторонина, книжный обозреватель и блогер. «Несмотря на то, что книга формально относится к нехудожественной литературе, она получилось очень авторской, — отмечает она. — Каждая глава содержит не только интересный пересказ малоизвестного исторического события, но и подробную интерпретацию произошедшего автором. Вряд ли мы можем точно знать, какие мотивы были у китайского императора XVI века, который не выходил из дворца 40 лет, поэтому Даниэль Куро предлагает нам свои варианты произошедшего. Некоторые из авторских ремарок выглядят чересчур патетическими и восторженными, но, возможно, именно эмоций нам не хватало в школьном курсе истории, чтобы погрузиться и увлечься этой областью знаний».

Вася М. систематизирует наш бытовой и глобальный хаос с помощью персонажа — отмороженной арктической лисы, у которой есть свои законы и разновидности (от Мини‑Пипца до Всея Пипца) и даже собственные «агенты» в лице людей‑ходячих катастроф. Через остроумные классификации, жизненные примеры и узнаваемые ситуации книга помогает взглянуть на проблемы без паники, с юмором и ощущением, что вы не одиноки.
«Пипец. Руководство по выживанию» — это книга-шутка, смысл которой сводится к «научному» анализу и классификации различных неприятностей. Автор разбирает разновидности «пипцов», тактики их преодоления, лайфхаки и даже то, как различные знаки зодиака справляются с трудностями, — рассказывает Татьяна Пересторонина. — Пятая глава содержит интересные исторические очерки, доказывающие, что именно преодоление проблем — это двигатель эволюции, технического прогресса и экономического роста, то есть «пипец — наше всё». Остальные главы — авторский анализ законов, по которым неприятности валятся на наши головы, и полезные хитрости, как этого избежать: рассчитывать риски, сохранять отдельно важные файлы и купить, наконец, нормальный пауэрбанк. Это легкая небольшая книга, которую забавно полистать на досуге и можно использовать как утешение во время очередного ретроградного Меркурия. Строго 18+, иначе неокрепшие умы могут раньше времени узнать некоторые новые слова и страшную правду о взрослой жизни».
В «Списке литературы» Rideró сейчас более 150 книг. В проект попадают книги, опубликованные на нашей платформе и получившие положительные рецензии с рекомендацией от приглашенных нами независимых литературных критиков. О лучших книгах авторов Rideró всегда можно узнать на странице проекта.
«Пипец. Руководство по выживанию» — это книга-шутка, смысл которой сводится к «научному» анализу и классификации различных неприятностей. Автор разбирает разновидности «пипцов», тактики их преодоления, лайфхаки и даже то, как различные ... Читать далее
«Антидушная история» — это сборник небольших заметок на историческую тему. 27 увлекательных зарисовок из жизни римских философов, китайских крестьян, французских революционеров и японских солдат. Каждая глава показывает, что воспринимать историческую ... Читать далее
«Окрыленная музыкой» — роман в жанре Young Adult и классическая история взросления, в которой поиск себя начинается с попытки услышать собственный голос и проявить себя — сначала через музыку, а ... Читать далее
Медицина подарила отечественной литературе немало имен: Чехов, Булгаков, Вересаев, Горин, Аксенов… Можно взять и шире: Лем, Моэм, Конан Дойль, Буссенар, Эжен Сю, Корчак. Правда, в тех случаях, когда врачи уходили ... Читать далее