Переводчик Елена Терещенкова готовит к выходу русское издание книги американского психолога Линдси Гибсон «Взрослые дети эмоционально незрелых родителей». Это ее первый опыт в роли издателя. На прошлой неделе на своей странице в «Фейсбуке» (Признана экстремистской организацией и запрещена в РФ) Елена написала, что в процессе подготовки книги она совершила шесть ошибок. Это важный текст для всех, кто также планирует стать издателем – своей или чужой книги. С разрешения автора мы приводим его здесь. Мы также попросили экспертов краудфандинга дать свои рекомендации, что можно сделать, когда ошибки уже допущены, а до конца кампании осталось всего две недели.
Елена Терещенкова, переводчик, автор блога I love Mondays:
По большей части ошибки связаны с продвижением, но это потому что пока — это основное, в чем я могла накосячить. Про печать, распространение и пока-не-знаю-что-еще будет отдельный список, когда до этого всего дойдет дело.
Вы, я думаю, уже все в курсе, что я принимаю предзаказы на книгу на краудфандинговой площадке Planeta. Объясню, как это работает. Вы покупаете так называемую акцию (в моем проекте это в основном книги в количестве от одной до десяти штук и возможность увидеть свое имя в списке благодарностей в предисловии издателя), а в случае успешного завершения кампании, то есть если удается собрать больше половины от обозначенной суммы, вы эту акцию получаете. Если нужную сумму собрать не удается, деньги возвращаются в ваш личный кабинет на Planeta, и вы можете либо поддержать другой понравившийся проект, либо написать заявление, и деньги вернут на карточку. Если вам нравится идея или создатель проекта, но то, что предлагают, вам не нужно, можно просто перевести любую сумму.
Так вот, для того, чтобы это успешно работало, нужна лояльная аудитория. У меня она была очень маленькая. Во всех социальных сетях и в двух списках рассылки у меня было меньше 1000 друзей и подписчиков, и далеко не все из них интересуются книгами по психологии.
Даже если вы не планируете собирать деньги краудфандингом, аудитория нужна все равно: книге же нужны читатели. И искать их лучше до того, как она выйдет.
Людям нравятся истории про то, как кто-то преодолевает трудности. Наблюдая за созданием продукта с самого начала (а книга — это тоже продукт), люди чувствуют свою сопричастность и хотят хэппи-энда. Это прекрасная возможность рассказать о проекте тем, кому это может быть важно и нужно.
Наконец, регулярные рассказы о том, что ты делаешь — это отличная внешняя мотивация. Одно дело, когда я ни перед кем не отчитываюсь и знаю, что до даты выхода книги (которую я, к тому же, установила сама) еще три месяца, и совсем другое, когда мне нужно о чем-то писать каждый день. Это помогает не откладывать и делать все быстрее.
Если бы я начала писать обо всем с самого начала, у меня бы было намного больше читателей и, возможно, готовый перевод.
Я не умею продвигать и продавать. Даже если я предлагаю что-то полезное, мне все равно кажется, что я навязываюсь. Еще мне сложно просить о помощи, даже знакомых, не говоря уже о незнакомых. А с этим проектом мне постоянно приходится то предлагать, то просить о помощи. Я не жалуюсь, потому что это отличная возможность для развития. Но как бы я ни убеждала себя, что чужие отказы не имеют ко мне и моей идее никакого отношения, противный голосок внутри периодически интересуется: «А ты уверена?» И тогда мне хочется просто спрятаться ото всех и ничего не делать. Поддаюсь я этому желанию чаще, чем мне бы хотелось, но не теряю надежды со временем отрастить шкуру потолще.
Перед запуском кампании я очень много читала про краудфандинг. Я пересмотрела все видео «Школы краудфандинга» на Planeta. Я даже составила контент-план, но на большее меня не хватило. А по-хорошему надо было записывать ВСЕ. От списка лидеров мнений, к которым можно обратиться с просьбой рассказать про мою книгу, до этапов работы над переводом. Когда есть четкий план, не нужно думать, что делать дальше. Не остается места сомнениям и метаниям. А еще можно ставить галочки у сделанных пунктов. Но тут есть два важных момента: планы нужно соблюдать и составление подробного плана может само по себе превратиться в способ не переходить к его исполнению.
Продавать то, чего пока нет, — трудно. И если уж нельзя подержать книгу в руках, ее хочется хотя бы увидеть. Не подумала я об этом скорее всего потому, что для меня эта книга уже реальна. Читала я ее, правда, в электронном виде, но я уже знаю, о чем она. Стопка распечатанных на принтере листов (мне удобнее переводить с листа) всегда передо мной на рабочем столе. В компьютере есть файлы с переводом и электронная копия подписанного издательством договора. Я не сомневаюсь в том, что книга выйдет, и обложка — это просто деталь (хоть и важная). И я как-то совсем не учла, что для людей, которым я собираюсь ее предлагать, все совсем по-другому. И им нужно то, что поможет им построить представление о продукте, — обложка или несколько переведенных глав.
Надо сказать, что даже без обложки нашлись те, кто увидел ценность в том, что я предлагаю, и это здорово. Теперь обложка готова. И перевод первых трех глав тоже (видите, вот так вот просто создается внешняя мотивация).
Я могу хорошо работать в состоянии аврала. Так можно готовиться к экзаменам или делать переводы. Но тут это не работает. Просто потому, что это тот случай, когда количество переходит в качество, и чтобы получить результат, нужно делать что-то постоянно. Пост в социальных сетях сегодня, новость на странице проекта завтра, письмо человеку, который может поделиться информацией со своими друзьями и подписчиками послезавтра. Но это должно происходить КАЖДЫЙ день.
Пока так. Я уверена, что через какое-то время я увижу то, чего не вижу сейчас, и этот список обязательно пополнится. Но я также знаю, что все, что ни делается — к лучшему. Я бы могла до бесконечности все планировать или ждать, пока вырастет моя аудитория, и так никогда и не решиться на этот немного безумный, но все же вполне реальный проект.
Ирина Борисова, ведущий PR-менеджер Planeta.ru
Предельная прозрачность в краудфандинге – залог успеха.
Александра Давыдова, писатель, провела две успешные кампании по сбору предзаказов на издание книг «НЕ/много магии» (2016) и «Бестиарий» (2017)
У меня получился пул не советов, а вопросов. Надеюсь, когда автор найдет на них ответы, это поможет кампании:
Владимир Савельев, преподаватель университета, автор учебного пособия «Статистика и котики» (два тиража издания, средства для которых были собраны с помощью краудфандинга)
В моем случае эта стратегия успешно сработала 2 раза. Если она не сработает – значит людям книга не нужна.
Автор Rideró Алексей Абрамов рассказал нам, как он создал крауд-проект на платформе Planeta.ru и собрал деньги на издание своей книги «Подземелье в облаках». Далее текст пойдет от лица автора. У ... Читать далее
Страшно ли, когда запускаешь крауд-кампанию в третий раз? Какие ошибки допускают авторы, объявляя сбор на издание тиража? Поговорили об этом с нашим автором Аной Мелией. ... Читать далее
В феврале прошлого года правозащитный фонд «Так-так-так» объявил сбор средств на издание книги «Расследуй это!», и вот наконец она готова, тираж в пути к бэкерам, а еще издание опубликовано на ... Читать далее
Мир меняют обычные люди, хотим поделиться с вами историей Елены Мякиной и ее проектом. ... Читать далее