Издание книги: работа над ошибками

6-ошибок-краудфандинга_вк

Переводчик Елена Терещенкова готовит к выходу русское издание книги американского психолога Линдси Гибсон «Взрослые дети эмоционально незрелых родителей». Это ее первый опыт в роли издателя. На прошлой неделе на своей странице в «Фейсбуке» Елена написала, что в процессе подготовки книги она совершила шесть ошибок. Это важный текст для всех, кто также планирует стать издателем – своей или чужой книги. С разрешения автора мы приводим его здесь. Мы также попросили экспертов краудфандинга дать свои рекомендации, что можно сделать, когда ошибки уже допущены, а до конца кампании осталось всего две недели.

Елена Терещенкова, переводчик, автор блога I love Mondays:

По большей части ошибки связаны с продвижением, но это потому что пока — это основное, в чем я могла накосячить. Про печать, распространение и пока-не-знаю-что-еще будет отдельный список, когда до этого всего дойдет дело.

  1. Я запустила краудфандинговую кампанию, когда о моей идее почти никто не знал

Вы, я думаю, уже все в курсе, что я принимаю предзаказы на книгу на краудфандинговой площадке Planeta. Объясню, как это работает. Вы покупаете так называемую акцию (в моем проекте это в основном книги в количестве от одной до десяти штук и возможность увидеть свое имя в списке благодарностей в предисловии издателя), а в случае успешного завершения кампании, то есть если удается собрать больше половины от обозначенной суммы, вы эту акцию получаете. Если нужную сумму собрать не удается, деньги возвращаются в ваш личный кабинет на Planeta, и вы можете либо поддержать другой понравившийся проект, либо написать заявление, и деньги вернут на карточку. Если вам нравится идея или создатель проекта, но то, что предлагают, вам не нужно, можно просто перевести любую сумму.

Так вот, для того, чтобы это успешно работало, нужна лояльная аудитория. У меня она была очень маленькая. Во всех социальных сетях и в двух списках рассылки у меня было меньше 1000 друзей и подписчиков, и далеко не все из них интересуются книгами по психологии.

Даже если вы не планируете собирать деньги краудфандингом, аудитория нужна все равно: книге же нужны читатели. И искать их лучше до того, как она выйдет.

  1. Я поздно начала писать обо всем этом процессе

Людям нравятся истории про то, как кто-то преодолевает трудности. Наблюдая за созданием продукта с самого начала (а книга — это тоже продукт), люди чувствуют свою сопричастность и хотят хэппи-энда. Это прекрасная возможность рассказать о проекте тем, кому это может быть важно и нужно.

Наконец, регулярные рассказы о том, что ты делаешь — это отличная внешняя мотивация. Одно дело, когда я ни перед кем не отчитываюсь и знаю, что до даты выхода книги (которую я, к тому же, установила сама) еще три месяца, и совсем другое, когда мне нужно о чем-то писать каждый день. Это помогает не откладывать и делать все быстрее.

Если бы я начала писать обо всем с самого начала, у меня бы было намного больше читателей и, возможно, готовый перевод.

  1. Я все принимаю слишком близко к сердцу

Я не умею продвигать и продавать. Даже если я предлагаю что-то полезное, мне все равно кажется, что я навязываюсь. Еще мне сложно просить о помощи, даже знакомых, не говоря уже о незнакомых. А с этим проектом мне постоянно приходится то предлагать, то просить о помощи. Я не жалуюсь, потому что это отличная возможность для развития. Но как бы я ни убеждала себя, что чужие отказы не имеют ко мне и моей идее никакого отношения, противный голосок внутри периодически интересуется: «А ты уверена?» И тогда мне хочется просто спрятаться ото всех и ничего не делать. Поддаюсь я этому желанию чаще, чем мне бы хотелось, но не теряю надежды со временем отрастить шкуру потолще.

  1. У меня не было четкого плана всего, что мне нужно будет сделать

Перед запуском кампании я очень много читала про краудфандинг. Я пересмотрела все видео «Школы краудфандинга» на Planeta. Я даже составила контент-план, но на большее меня не хватило. А по-хорошему надо было записывать ВСЕ. От списка лидеров мнений, к которым можно обратиться с просьбой рассказать про мою книгу, до этапов работы над переводом. Когда есть четкий план, не нужно думать, что делать дальше. Не остается места сомнениям и метаниям. А еще можно ставить галочки у сделанных пунктов. Но тут есть два важных момента: планы нужно соблюдать и составление подробного плана может само по себе превратиться в способ не переходить к его исполнению.

  1. Я не сделала сразу обложку книги

cover-mockup-7

Продавать то, чего пока нет, — трудно. И если уж нельзя подержать книгу в руках, ее хочется хотя бы увидеть. Не подумала я об этом скорее всего потому, что для меня эта книга уже реальна. Читала я ее, правда, в электронном виде, но я уже знаю, о чем она. Стопка распечатанных на принтере листов (мне удобнее переводить с листа) всегда передо мной на рабочем столе. В компьютере есть файлы с переводом и электронная копия подписанного издательством договора. Я не сомневаюсь в том, что книга выйдет, и обложка — это просто деталь (хоть и важная). И я как-то совсем не учла, что для людей, которым я собираюсь ее предлагать, все совсем по-другому. И им нужно то, что поможет им построить представление о продукте, — обложка или несколько переведенных глав.

Надо сказать, что даже без обложки нашлись те, кто увидел ценность в том, что я предлагаю, и это здорово. Теперь обложка готова. И перевод первых трех глав тоже (видите, вот так вот просто создается внешняя мотивация).

  1. Мне не хватает того, что по-английски называется «consistency» — систематичности, постоянства и регулярности. И это — главная проблема.

Я могу хорошо работать в состоянии аврала. Так можно готовиться к экзаменам или делать переводы. Но тут это не работает. Просто потому, что это тот случай, когда количество переходит в качество, и чтобы получить результат, нужно делать что-то постоянно. Пост в социальных сетях сегодня, новость на странице проекта завтра, письмо человеку, который может поделиться информацией со своими друзьями и подписчиками послезавтра. Но это должно происходить КАЖДЫЙ день.

Пока так. Я уверена, что через какое-то время я увижу то, чего не вижу сейчас, и этот список обязательно пополнится. Но я также знаю, что все, что ни делается — к лучшему. Я бы могла до бесконечности все планировать или ждать, пока вырастет моя аудитория, и так никогда и не решиться на этот немного безумный, но все же вполне реальный проект.

Ирина Борисова, ведущий PR-менеджер Planeta.ru

  1. Если выходишь на краудфандинг, то нужно четко понимать, какова цель (деньги, PR, тест продукта/идеи). Также немаловажно знать, кто твоя целевая аудитория, где она обычно бывает, что читает, как с ней разговаривать. В идеале изначально провести опрос среди целевой аудитории, который четко покажет запрос на данный проект. Очевидно, что целевая аудитория автора проекта – молодые родители, психологические центры, книжные сообщества, которые интересуются психологией, коучи, которые работают с детской травмой. Поэтому первым делом нужно обратиться в психологические центры с запросом, интересен ли такой проект и хотят ли они сделать предзаказ книги через краудфандинг. Возможно, их заинтересует не эта книга, а какая-то другая. Это тоже результат. Весь краудфандинг построен на коммуникации с массой незнакомых людей.
  1. Личность автора и его профессионализм  – это ядро краудфандинга. Если автор проекта позиционирует себя как профессиональный переводчик, должны быть пруфы. В данном проекте нужно подробнее рассказать о своих профессиональных навыках, назвать издательство, с которым уже есть договоренность о публикации книги, выложить часть перевода книги. 

Предельная прозрачность в краудфандинге – залог успеха.

  1. Краудфандинг – это взаимовыгодное сотрудничество. В данном проекте очень узкая линейка вознаграждений (по сути, это только книга, которую автор хочет переводить). Это как открыть магазин и продавать там только один продукт. Сами понимаете, чтобы продажи были высокими, это должен быть супервостребованный продукт, в противном случае вы прогорите. Чтобы расширить ассортимент вознаграждений, необходимо привлекать партнеров, которые могут дать в проект бонусы, например, договориться с психологическим центром о бесплатных консультациях в качестве вознаграждения или попросить у известного коуча книги в проект и т. д. Вознаграждение может быть никак не связано с проектом, зато привлечет новую аудиторию и даст деньги. Но важно понимать, что эти бонусы должны быть на самом деле интересны людям. Также можно заключить договоренности с НКО и часть тиража пообещать отдать НКО по работе с трудными семьями. Это партнерство расширит аудиторию желающих помочь, а также установит прямой контакт с читателями.
  1. Помимо того, что о своем краудфандинге нужно рассказывать всем-всем, нужно не забывать везде ставить ссылку на свой проект, чтобы человек мог тут же перейти в него и поддержать финансово. В СМИ есть смысл идти, когда на счетчике крауд-проекта есть неплохая сумма, например, 15% от финансовой цели проекта. Это показывает, что широкой аудитории этот проект интересен, а значит, шанс, что о нем напишут СМИ, повышается. СМИ публикуют то, что принесет хороший трафик. Если на вашем счету ноль, то и читать о вашем проекте никто не захочет. А смысл тогда о нем писать? Улавливаете логику? Можно предложить профильным СМИ и тематическим блогам с активной и многочисленной аудиторией  часть перевода книги. Никто еще не отказывался от хорошего контента.
  1. Если цель краудфандинга все-таки деньги, а не PR, то идти надо не в СМИ (они дают имиджевый эффект), а к блогерам и в профильные паблики. Можно и нужно привлечь лидеров мнений в данной сфере, особенно тех, кто сам реализовывал краудфандинг (как правило, они максимально лояльны к крауд-проектам). Если их зацепить темой, то помогут постом с активной ссылкой на проект.

Александра Давыдова, писатель, провела две успешные кампании по сбору предзаказов на издание книг «НЕ/много магии» (2016) и «Бестиарий» (2017)

У меня получился пул не советов, а вопросов. Надеюсь, когда автор найдет на них ответы, это поможет кампании:

  1. Скольким людям вы уже лично написали, рассказали о книге и предложили поддержать ее издание (имеются в виду не массовые рассылки, а именно личные письма друзьям/знакомым, которым гипотетически может быть интересна тема книги)?
  2. Есть ли возможность договориться с сообществами в соцсетях (где собираются люди, заинтересованные в психологии), чтобы они сделали рекламу вашего сбора?
  3. На какой стадии производства находится обложка? Есть ли возможность закончить хотя бы эскиз и выложить его в ближайшую неделю?
  4. Над проектом работаете не вы одна (наверняка есть еще люди, вовлеченные в процесс). Сколько людей привлекли они? Рекламировали ли они книгу в своих аккаунтах? Если нет, то есть ли возможность как можно быстрее это сделать?

Владимир Савельев, преподаватель университета, автор учебного пособия «Статистика и котики» (два тиража издания, средства для которых были собраны с помощью краудфандинга)

  1. Опубликовать фрагмент книги в свободном доступе. Можно на bloggere – это быстро. На фрагмент должны быть ссылки отовсюду. А в нем – ссылка на краудфандинговую кампанию.
  2. Четко определить целевую аудиторию. В данном случае – это психологи по детско-родительским отношениям. В несколько меньшей степени – родители и педагоги.
  3.  Определить их места обитания (форумы, группы в социальных сетях и т. д.).
  4. Найти администраторов этих мест и попросить их отрепостить сообщение о книге с ссылкой на фрагмент. Ежедневно не менее 20 сообщений.
  5. S. Просим предельно вежливо и аккуратно. Существует вероятность бана.

В моем случае эта стратегия успешно сработала 2 раза. Если она не сработает – значит людям книга не нужна.

Share This: