Сегодня мы публикуем интервью с Александрой Давыдовой – нашим автором, чей недавно выпущенный сборник «Не/много магии» еще до момента публикации собрал более 100 000 рублей (предзаказ на краудфандинговой платформе). Как добиться подобного читательского внимания, может ли молодой автор жить на доходы от литературного труда, что лучше – держаться за свой замысел или вести живой разговор с публикой, какая польза от литературных премий, сравнение бумажных книг с электронными – всё это читайте ниже.
R: У тебя уже есть несколько романов, опубликованных в «АСТ». Почему ты решила издавать очередную книгу с привлечением краудфандинговой схемы?
ДА: Мне хотелось издать авторский сборник рассказов, а это не самое легкое дело. В издательствах принято считать, что это самый плохо продаваемый формат (если ты, конечно, не Лукьяненко или Перумов), поэтому надежды на то, что удастся добиться публикации в «АСТ» или «Эксмо», фактически не было. Я также точно знала, что не хочу тратить на издание собственные деньги – это принципиальная позиция с момента первого полученного гонорара еще в 2009 году. Поэтому я задумалась о рекламной кампании до выхода книги, а в пабликах #Ridero очень кстати вышло интервью с создателем краудфандинговой платформы «Сбор-ник» Вадимом Нестеровым и вебинар о краудфандинге. Я изучила материалы, поняла, что дело вполне по силам, собрала команду проекта (иллюстраторов и группу поддержки из друзей-писателей), и в результате всё получилось.
R: Насколько трудно было добиться такого результата?
ДА: Я бы не сказала, что это трудно. Просто надо подходить к проекту как к настоящей работе. Каждый день по несколько часов придумывать информационные поводы, писать письма читателям, поднимать рекламные посты в соцсетях, координировать работу художников, искать партнеров, которые захотят вместе с тобой продвигать идею книжки. Это как с велосипедом: крутишь педали – едет. Хотя бы один день пропустишь – сбор останавливается. Мне по ходу дела очень помогли журнал «Мир Фантастики», библиотека Mybook и проект «Бытовое волшебство».
На самом деле, краудфандинг – это очень вдохновляющий процесс. Когда твою книгу просто покупают в магазине, тебе приходят только отчеты о продажах. А здесь ты знаешь, как зовут читателя, с ним можно поговорить напрямую, придумать для него какие-то сюрпризы и приятные вещи, и главное – он доверяет тебе настолько, что готов купить еще несуществующую книгу. Это дорогого стоит. Абсолютно другой уровень авторских эмоций.
R: Что же в итоге получилось? Можешь подробнее рассказать о «Не/много магии»?
ДА: Получилась книга-артефакт. В ней всё именно такое, как мне хотелось: обложка, внутренние иллюстрации, порядок рассказов, текстовый макет и качество печати. У меня была возможность написать послесловие с благодарностью для всех читателей, которые помогли издать сборник. Я смогла добавлять/убирать рассказы по ходу работы над книгой, переставлять их местами, прикидывать, как лучше. Всего этого ты лишен, когда печатаешься «в потоке» (редко, но бывают редакторы, которые даже не присылают редактуру текста на утверждение – что уж говорить о макете или верстке, например). А тут книга – целиком твое детище. И это невероятно здорово.
«Не/много магии» — это истории про волшебство в повседневном, про цветные сны и мечты, про страшное и несбыточное. Там очень своевольные герои, которым я-автор совсем не указ, и они действуют не по замыслу, а по собственным мотивам. Мне кажется, в этом сборнике каждый может найти что-то именно для себя. Какие-то сокровенные мысли, эмоции, переживания… Знаешь, о сказках сложно говорить, их надо читать.
R: Насколько я знаю, большая часть полученных денег была потрачена на печать бумажной книги. А почему ты не остановилась на электронном варианте?
ДА: С одной стороны, изначально я целилась именно в цифровой сегмент. Именно с учетом этого разрабатывался дизайн обложки, выбиралось издательство, продумывался постпродакшн. С другой стороны, может, это смешно звучит, но я до сих пор считаю электронные книги… не настоящими, что ли. Я много читаю их по работе, но для удовольствия всегда выберу бумажный вариант. Для меня книга – это такая магическая штука, которую нужно листать, разглядывать с разных сторон, вертеть в руках, нюхать типографскую краску. А библиотека (как в Хогвартсе! или хотя бы в дублинском Тринити-колледже) – это самое уютное место в мире.
Как оказалось, среди моих читателей довольно много таких же любителей бумажного волшебства. Поэтому неизбежно пришлось заботиться о качестве бумаги, печати и переплета.
R: Твой успешный опыт краудфандинга вызвал большой резонанс в сети. В процессе обсуждения аудитория разделилась на две части: тех, которые говорят «вот видите, даже молодой автор может зарабатывать большие суммы» и тех, кто скептически относится к этому. Ты-то сама как думаешь?
ДА: Чтобы сейчас зарабатывать в России литературным трудом (я имею в виду именно художественную литературу), надо либо быть топовым писателем в крупном издательстве, либо осваивать электронные продажи, одновременно делая из своего имени узнаваемый бренд (как минимум, постоянно и много общаться с читателями, самостоятельно собирать и расширять лояльную аудиторию). В противном случае жить на гонорары довольно сложно (точнее, невозможно). Так что у меня пока работа – отдельно, творчество – отдельно.
А еще мне кажется, если ты хочешь, чтобы тебя читали, нужно не только концентрироваться на тексте, а перманентно держать в голове мысль о том, для кого ты пишешь. О чем он думает? Как выглядит? О чем мечтает? Какие у него любимые авторы? И так далее.
R: Твои рассказы уже отмечены несколькими фантастическими премиями. Это вдохновило тебя на подвиги? Переставило планку писательской ответственности выше? Или…? Есть ли какой-то эффект от премий?
ДА: Некоторые довольно пренебрежительно отзываются о премиях – мол, это бирюльки, от которых нет никакой пользы. Я так не думаю. Меня они здорово вдохновляют. Особенно когда не пишется – посмотришь на полку со статуэтками, и приходит второе дыхание. Есть ощущение, что ты рассказываешь истории не зря.
А еще это просто приятно, что уж говорить. И привлекает внимание читателей!
R: И традиционный вопрос: твои впечатления от работы с #Ridero?
ДА: Потрясающая программа верстки (главное – следовать всем техническим советам саппорта и заходить с правильного браузера). Очень хорошая техподдержка, все инструменты для продвижения книги, неплохой договор (на данный момент это самое высокое роялти с продаж, которое у меня вообще было).
Не удивлюсь, если через n-дцать лет Ridero станет одним из крупнейших игроков на мировом книжном рынке. Это будет вполне логичное развитие событий. Я зарегистрировалась на сервисе почти сразу после запуска, уже пару лет наблюдаю за его ростом и развитием, и каждый раз хочется кидать в воздух чепчик с криком «ааа! какие же обалденные штуки выдумывают эти ребята!»
Об авторе:
Александра Давыдова – писатель и сценарист компьютерных игр. Публиковалась в фантастических журналах и межавторских сборниках. Обладатель премии «Еврокон»-2013 (премия лучшему молодому автору от России), нескольких «Росконов» за рассказы и литературоведческие статьи, дважды победитель «Книги года» от ресурса fantlab.ru за лучшее произведение малой формы, а также «половинка» творческого дуэта Алексей Верт, отмеченного лучшим дебютом на «Сильверконе-2012», «Интерпрессконе-2013» и «Аэлите-2013».
Ссылка на «Не/много магии» на нашем сайте: ridero.ru/books/nemnogo_magii/
Рассказываем, какие проекты ждут нас в Писательской академии Антона Чижа в октябре! 4 октября состоится бесплатный вебинар «Эти странные японские детективы: головоломки и темные стороны души». Писатель и историк Елена ... Читать далее
1 октября стартует конкурс «Книжная охота с Rideró», который мы проводим вместе с проектом «Книжный вызов» от LiveLib. Если совсем кратко: читайте, пишите рецензии и выигрывайте призы! Вы наконец сможете ... Читать далее
9 июля начинается мастер-курс Антона Чижа «Остросюжетный роман: написать и продать за 100 дней». Это тот самый курс, после которого писатели Академии попадают в издательства, а затем — в шорт-листы ... Читать далее
1 июля начнется авторский курс Анны Гутиевой «Конструктор личного стиля: найти свой стиль и завоевать читателя». Анна Гутиева, редактор и мастер Писательской академии Антона Чижа, за 11 встреч поможет вам ... Читать далее