Повесть Анатолия Ухандеева «Тогда они вернулись» заняла достойное место в нашем «Списке литературы», пополнив раздел «Подростковая литература». Рецензию на нее написала Анастасия Максимова – эксперт по художественной литературе и жанру young adult в «Литературном агентстве Насти Дьяченко».
«Когда начинаешь читать повесть, совершенно не знаешь, чего ожидать. История начинается как детский приключенческий роман, в котором встречаются и знакомятся два подростка и почти сразу отправляются в путешествие. Очень скоро текст развивается в область сюрреализма и потока сознания, разные отрывки напоминают то «Пену дней» Бориса Виана, то «Школу для дураков» Саши Соколова.
Первое, что бросается в глаза — это красочный слог автора. Почти весь текст целиком написан пестрыми метафорами, он наполнен сюрреалистичными образами. В экспозиции встречаются два главных героя: дочь художницы Валерка и детдомовский мальчишка Пашка. После быстрого знакомства подростки отправляются в путешествие в иную реальность: метафоричную и сновидческую — в пустой город. Правда, совершенно непонятна ни изначальная цель персонажей, ни причины их взаимодействия между собой. В первой половине динамика текста становится скомканной и сумбурной: абстрактные образы заслоняют внутреннюю последовательность сюжета. У героев нет ни мотивации, ни цели путешествия… Они перемещаются от одной безумной локации к другой, пока Валерка наконец не формирует конечную точку: «Я хочу найти маму и папу».
После этого повествование обретает некоторую плоть и внутреннюю логику, а персонажи обрастают индивидуальностью и характерами. Вторая половина текста — начиная с визита к водяной и путешествия на дно — гораздо более осмысленная и проработанная, чем первая. Читается она гораздо легче благодаря тому, что читателю проще уследить за течением мысли героев. Их дорога — как физическая, так и метафизическая — обретает последовательность. Эта часть напоминает «Коралину в стране кошмаров» как по визуальному ряду, так и по сюжету.
Композиционно истории не хватает кульминации — яркой точки, переломного момента. Присутствует эффект обманутых ожиданий: персонажи столкнулись с рядом трудностей за время своего путешествия, и в целом история развивалась согласно классической трехактной структуре сценария. Но пройдя две важных сюжетных точки, автор решил убрать из композиции кульминацию.
Автор умело подстегивал напряжение, а после как будто оборвал повествование, не зная, как проработать выход из «другого мира». Персонажи ни с того, ни с сего проваливаются в подобие кроличьей норы и возвращаются домой. Общее впечатление, несмотря на некоторую избыточность и несостыковки, от рукописи осталось скорее положительное. Это хорошо написанная сюрреалистичная повесть об одиночестве и поиске настоящего «я».»
Узнать больше об экспертах и познакомиться с другими книгами «Списка литературы» можно по ссылке.
Книга «Семейные истории классиков русской литературы» довольно добротная по сегодняшним меркам. Написана простым, доступным языком, лёгкими предложениями, в облегченном стиле. Скажем, в главе о протопопе Аввакуме можно было бы поговорить ... Читать далее
Что мы знаем об Александре III? Думаю, что кроме анекдота про три ошибки в слове щи и факта, что император держал крышу вагона на своих могучих плечах во время крушения ... Читать далее
Мы уже не раз читали или смотрели истории, начинающиеся с того, что герой, имея некие сугубо собственные и нередко довольно скучные цели, прибывает в небольшой город и обнаруживает, что там ... Читать далее
Раз в квартал мы анонсируем новую подборку лучших книг «Списка литературы» Rideró. Это книги, прошедшие двухступенчатый фильтр, отобранные специалистами по продвижению Rideró и переданные на рецензию независимым литературным экспертам, которые ... Читать далее