Повесть Анатолия Ухандеева «Тогда они вернулись» заняла достойное место в нашем «Списке литературы», пополнив раздел «Подростковая литература». Рецензию на нее написала Анастасия Максимова – эксперт по художественной литературе и жанру young adult в «Литературном агентстве Насти Дьяченко».
«Когда начинаешь читать повесть, совершенно не знаешь, чего ожидать. История начинается как детский приключенческий роман, в котором встречаются и знакомятся два подростка и почти сразу отправляются в путешествие. Очень скоро текст развивается в область сюрреализма и потока сознания, разные отрывки напоминают то «Пену дней» Бориса Виана, то «Школу для дураков» Саши Соколова.
Первое, что бросается в глаза — это красочный слог автора. Почти весь текст целиком написан пестрыми метафорами, он наполнен сюрреалистичными образами. В экспозиции встречаются два главных героя: дочь художницы Валерка и детдомовский мальчишка Пашка. После быстрого знакомства подростки отправляются в путешествие в иную реальность: метафоричную и сновидческую — в пустой город. Правда, совершенно непонятна ни изначальная цель персонажей, ни причины их взаимодействия между собой. В первой половине динамика текста становится скомканной и сумбурной: абстрактные образы заслоняют внутреннюю последовательность сюжета. У героев нет ни мотивации, ни цели путешествия… Они перемещаются от одной безумной локации к другой, пока Валерка наконец не формирует конечную точку: «Я хочу найти маму и папу».
После этого повествование обретает некоторую плоть и внутреннюю логику, а персонажи обрастают индивидуальностью и характерами. Вторая половина текста — начиная с визита к водяной и путешествия на дно — гораздо более осмысленная и проработанная, чем первая. Читается она гораздо легче благодаря тому, что читателю проще уследить за течением мысли героев. Их дорога — как физическая, так и метафизическая — обретает последовательность. Эта часть напоминает «Коралину в стране кошмаров» как по визуальному ряду, так и по сюжету.
Композиционно истории не хватает кульминации — яркой точки, переломного момента. Присутствует эффект обманутых ожиданий: персонажи столкнулись с рядом трудностей за время своего путешествия, и в целом история развивалась согласно классической трехактной структуре сценария. Но пройдя две важных сюжетных точки, автор решил убрать из композиции кульминацию.
Автор умело подстегивал напряжение, а после как будто оборвал повествование, не зная, как проработать выход из «другого мира». Персонажи ни с того, ни с сего проваливаются в подобие кроличьей норы и возвращаются домой. Общее впечатление, несмотря на некоторую избыточность и несостыковки, от рукописи осталось скорее положительное. Это хорошо написанная сюрреалистичная повесть об одиночестве и поиске настоящего «я».»
Узнать больше об экспертах и познакомиться с другими книгами «Списка литературы» можно по ссылке.
Подводим итоги нашего эксперимента с открытым питчингом в проект «Список литературы» Rideró, который мы провели в мае. Тогда мы собрали 100 заявок за ограниченное время и выделили из них в ... Читать далее
«Мы мамы» — небольшая книга Надежды Семенович о материнстве, состоящая из блоков трех форматов: история самой Надежды, рассказы молодых матерей о своем опыте и комментарии экспертов по заявленным темам. Книга ... Читать далее
«Ненадежный рассказчик» — книга Елены Васильевой, которая, как указано в начале, основана на ее собственной жизни. История эта полна трагических событий и охватывает более чем двадцатилетний период, в который уместились ... Читать далее
В некоем росском княжестве, одном из государств фэнтезийного мира, подспудно зреет очередной этап борьбы за власть. Но главный герой — юный княжич Олешка — оказывается удалён от основных событий. Поначалу ... Читать далее