«Самая умная собака в мире»: ни одного лишнего слова

Представляем еще одну книгу из проекта «Список литературы» — «Самая умная собака в мире» Федора Венцкевича. Рецензию на нее подготовил Лев Яковлев — поэт, критик, драматург. Лауреат премии имени К. Чуковского. Член Союза Писателей России, член СТД, член русского ПЕН-центра, создатель и ведущий телепрограммы «Хорошие книжки для девчонки и мальчишки».

«Автор книги отлично понимает, в каком жанре работает. Назвать его не решусь, но назову составляющие — сатира (в том числе политическая), ирония, пародия, сарказм, стилевая и лексическая свобода, провокация… ну и все такое. Звучат традиционные для русской литературы сюжеты. «Собачье сердце» не единственный, и Евгений Шварц прочитывается, и Лесков, например…

Когда ему надо, Федор Венцкевич ко всему этому ядреному набору присовокупляет яркую образность: «А вверху жарко и весело крутился желтый шар, наматывая на себя облака, как воздушную вату, и даже блохи щурились от удовольствия». «Чарли таких много видел. Красные клешни ползут из рукавов. Тощая дерзкая головка, как у воробья, набок. Прищур. Желваки. С такими только наглостью». «Оставшиеся сидят в креслах прочно, как впаянные в янтарь жирные черные мухи». Отлично.

Ни одного лишнего слова — завидное качество профессионального писателя. Мы не только знаем, но и видим то, что происходит. А ведь бешеная динамика повествования могла бы спровоцировать автора превратить текст в сценарий. Тем более диалоги здесь тоже мастерские. Но этого не произошло, к счастью. Произошла литература.

Ну и, наконец, об абсурде и фантасмагории — еще двух составляющих жанра, в котором работает Федор Венцкевич. Что ж, они завели его так далеко, как ему захотелось. Сюжет вычерчивает немыслимые кренделя. Сатира где-то в середине куда-то улизнула — ну не захотелось автору доводить ее до кульминации — и вынырнул немотивированный абсурд: массовое отравление кем-то собак, жестокая травля кошек, инвалидные собачьи коляски, панический побег главных героев.

Упрекать Федора Венцкевича в этом диковатом навороте бессмысленно. Фантасмагория предполагает авторскую алогичность. Тем более стиль выдержан и юмор высверкивает. «Самую умную собаку в мире» можно не принимать, но эта книга заставляет задуматься и запомнить ее».

В «Список литературы» попадают книги, отмеченные экспертами – профессиональными критиками и литераторами. Познакомиться с ними и узнать о выбранных ими книгах можно на этой странице.

С этим читают

«Пипец. Руководство по выживанию» — это книга-шутка, смысл которой сводится к «научному» анализу и классификации различных неприятностей. Автор разбирает разновидности «пипцов», тактики их преодоления, лайфхаки и даже то, как различные ... Читать далее

«Антидушная история» — это сборник небольших заметок на историческую тему. 27 увлекательных зарисовок из жизни римских философов, китайских крестьян, французских революционеров и японских солдат. Каждая глава показывает, что воспринимать историческую ... Читать далее

«Окрыленная музыкой» — роман в жанре Young Adult и классическая история взросления, в которой поиск себя начинается с попытки услышать собственный голос и проявить себя — сначала через музыку, а ... Читать далее

Медицина подарила отечественной литературе немало имен: Чехов, Булгаков, Вересаев, Горин, Аксенов… Можно взять и шире: Лем, Моэм, Конан Дойль, Буссенар, Эжен Сю, Корчак. Правда, в тех случаях, когда врачи уходили ... Читать далее

Показать больше записей