О тексте рассуждают писатель Рю Чжун, драматург Наталья Бондарь и шортлистер премии «НОС» Кирилл Куталов.
Роман «OVUM» уже оценили критики, а команда Rideró прочла книгу, как только она вышла. Роман смелый, социальный, моделирующий реальность, но вместе с тем — очень спорный.
«OVUM» вошел в шорт-лист отбора для номинирования на премию «Новые Горизонты», поэтому мы решили представить вам эту книгу по-новому: глазами жюри и рассказом самого автора, Кирилла Куталова.
В ЧЕМ БЫЛ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА?
Я хотел написать роман о творчестве. Изначально это была история о рождении новых идей, о том, как новое приходит в мир. Какими странными, кривыми, а иногда вообще невидимыми дорожками и тропинками это новое пробирается к нам, как это всегда бывает неожи данно и непредсказуемо. И еще — о том, как люди сразу начинают эксплуатировать это новое, чем бы оно ни было.
Существует такое «правило 34», оно гласит: в интернете есть порно обо всем. Нет такого предмета, объекта или явления, о котором не было бы порно. С этим бесполезно бороться, и я не пытался это делать, меня гипнотизировала эта обреченность своего рода: что бы ты ни делал, каких бы субъективных или объективных высот или глубин не достигал, из этого обязательно сделают порно.
О ЧЕМ В ИТОГЕ ПОЛУЧИЛАСЬ ТВОЯ КНИГА?
В целом, наверное, это в романе осталось, но окрепли и другие ветви. Мне было интересно написать про Африку и про Эмираты — фрагменты про Эмираты интересно зазвучали сейчас, когда (говорят) в Дубай, где происходит часть действия романа, переехало много людей из Москвы.
Мне было очень интересно представить ситуацию прогрессивного матриархата и роль мужчин в нем. Не всех, конечно, мужчин, некоторых, тех, кого новое общество решило отправить в своего рода гетто, на «Тёмные территории». Мне была интересна как темная эротическая сторона их жизни, так и насилие, которому они когда-то присягнули, и которое никуда не исчезло. Его подавили и загнали в нору, но рано или поздно оно снова поднимется оттуда на поверхность.
Мне было очень важно рассказать историю утраты, потери любимого человека — именно из этого черного ядра утраты в итоге и пришло в мир то Новое, про которое «OVUM».

КАК ЭТОТ РОМАН СЛУЧИЛСЯ?
Я написал OVUM шесть лет назад. В каком-то совсем другом мире. Я его закончил в Италии, в дозорной башне на перевале в Лигурии — я жил в этой башне месяц, ходил пешком в ближайший город за продуктами, десять километров в одну сторону.
У меня было странное чувство: вроде бы закончил, а вроде бы и нет. У романа было другое название тогда, не хочу даже вспоминать, какое. Я пытался его издать, обращался к литагентам, но они или не справлялись с этой задачей, или даже не пытались справляться, вместо этого предлагали мне пройти какие-то курсы креативного письма.
Я вдохновлялся Скоттом Бэккером, канадским философом, писателем-фантастом. Он помог мне понять важные вещи про «OVUM». Думаю, что я всегда буду смотреть на Африку немного через призму Пола Боулза — надеюсь, моя любовь к нему считывается в африканских и арабских фрагментах OVUM.
И было критически важно перечитать Берроуза — «Голый завтрак» и «Билет, который лопнул». Я перечитывал «Трилогию Моста» Гибсона, когда писал. У меня есть старое издание, какого-то канувшего в лету издательства, пожелтевшее, потрепанное, в карманном формате — я носил эту книжку с собой везде, перечитывал наугад, кусками, для драйва.
Читал, конечно, Татьяну Замировскую — мы в принципе где-то рядом обитаем в этой кибер-постмортем-вселенной, миры наших текстов как минимум соприкасаются.
Четыре года я не трогал текст, вообще не открывал его. Под конец уже начал его бояться, как какой-то болезни. Я уже издал «Антитела», чуть не получил с ними «НОС» – в целом, жизнь изменилась. И вот в какой-то момент я понял, что пора. Открыл, перечитал, ужаснулся несовершенству формы, но вспомнил, за что я так его люблю — идея была там, и жизнь была там, много всего хорошего было там.
В общем, я написал его во второй раз — не могу назвать эту работу редактированием, это было переписывание. Это роман, написанный два раза.
_________________________________________________________________________
ПИСАТЕЛЬ РЮ ЧЖУН О РОМАНЕ «OVUM»
Это киберпанк-дистопия, посвященная проблеме отсутствия цели. Главный вопрос, который звучит свыше: кем и чем вы хотите быть? И, как и в современном мире, ответ приходится искать в себе. Но это потом.
Сначала же, пока сам «Овум» не появился на свет — дитя ошибки или же закономерный результат стремления к смерти? — на вопрос «кем и чем» за всех отвечает Чёрная Точка, главная героиня романа:
«Я решала, как там всё у них будет, у сотен тысяч незнакомых мне людей. На каком диване и с кем, сколько раз за сеанс они кончат. Я повелевала пещеристыми телами, бартолиновыми железами, сжимала эрекционное нейрокольцо на тысячах чужих членов, стимулировала нейровуманайзером тысячи чужих клиторов. Решала, какие эмоции транслировать в тысячи чужих мозгов».
Куталов продолжает начатое Руди Рюкером, Джеффом Нуном и Джонатаном Летемом, замешивая липкие запахи, горячий сок с амфетамином, нейростимуляцию и виртуальную реальность в коктейль, выпить который придется всем. Каждый найдет там что-то свое, глубоко субъективное и личное. Кто-то вздрогнет от встречи с новым тоталитарным матриархатом; кого-то проберет до самых костей секс, в котором от секса ничего не осталось; кто-то в ужасе зажмурится, узнав за фасадом изобретений Инженера модный нынче Chat GPT.
Читатель оказывается наблюдателем того, как всё новые и новые технологии разрушают не только общество людей, но и самого человека. В таком месте — дистопии — жить никому не хочется, и роман показывает это всеми, порой режущими глаз своей яркостью, красками.
Возможно ли избежать мира Перехода? Пока «[все], неважно какие, хотят одного, стать объектом» — нет. Можно сколько угодно бунтовать, жечь покрышки, взрывать дата-центры, день рано или поздно закончится.
«А утром по новой всё»
_________________________________________________________________________
ЧТО ЧИТАТЕЛЬ НАЙДЕТ В ТВОЕЙ КНИГЕ?
Там много московских пасхалок — меня всегда волновала, тревожила и по-хорошему пугала Москва, ее топографическая телесность. Место, где снимают нейропорно, например, хорошо известно рекламщикам — это съемочные павильоны в бывших заводских цехах на улице Правды.
Я думаю, эта книга понравится любителям трэша и трансгрессии. Это киберпанк, если пытаться определить жанр, поэтому читатели киберпанка, думаю, тоже оценят. Вообще мне кажется, идеальный читатель книги это человек, для которого «жанровый роман» это не приговор и не клеймо. Да, OVUM жанровый роман. Но его смыслы выходят далеко за пределы жанра, и это самое существенное в нем, наверное. Ну, конечно, кроме порно-сцен и Африки.
Пасхалка для прокачанных в киберпанке — горячий апельсиновый сок с растворенным наркотиком, этим напитком перед съемкой поят нейродоноров, таких специальных актеров для записи оргазмов. Я хотел избежать нейрохайпа, и везде, где речь идет о работе мозга и о разных устройствах, влияющих на мозг, например, в эпизодах, где описываются устройства для транскраниальной стимуляции, никакого нейрохайпа нет, только документально подтвержденные факты. Я прошел курс базовой нейрофизиологии, когда писал «OVUM», так что там все серьезно.
_________________________________________________________________________
ДРАМАТУРГ НАТАЛЬЯ БОНДАРЬ О РОМАНЕ «OVUM»
Удивительным образом в романе переплетено животное желание, глубокое мужское страдание, женская посттравма, возникшая как будто бы просто сама по себе, и вероятный сценарий технологии, непременно проросшей в руках гендерного геноцида ментальным насилием.
Сюжет держит читателя своим глубинным страхом, который пополам замешан с любопытством. Это честный текст со многих сторон. Искренний язык строится на сложном отношении героев, в первую очередь, к себе и к своему опыту. Образы нанизываются на них мелкими деталями — точками и крапинками, а потом взрываются под липкой пленкой виртуальной реальности. И потому текст легко напугает любого, кто хоть раз надевал VR. И потому текст заставит попробовать VR того, кто еще не сломал в виртуальной реальности четвертую стену.
Здесь все держится на чувствах. Такая сложная модель взаимосвязей между автором, читателем и героями. И каждому достается кусок недостижимой любви и непростой маршрут от разочарования к надежде. С философской точки зрения «OVUM» как будто о невозможности любви внутри реальности, четко выстроенной по протоколам. Кажется, что из этого мира выбили все, что могло любить. И герои находят любовь, будто проходя путь к богу внутри искусственного, давно ставшего неотличимым от реальности.
На конкурс «Вот это конкурс!» мы получили более 100 рассказов. Многие из них были просто головокружительными. Иная реальность, внезапное убийство или записка, которая переворачивает сюжет с ног на голову — ... Читать далее
Алиса Лебедева в свои 16 лет опубликовала на Rideró 5 романов. Мы поговорили с Алисой и узнали о том, как она в 8 лет придумала мир драконов, в 12 опубликовала ... Читать далее
Книга рассказов Тьере Рауш «Комплекс Кассандры» попала в рекомендательный проект Rideró «Список литературы» с положительной рецензией от писательницы и литкритика Марго Гритт в начале 2024 года и была представлена нами ... Читать далее
14 февраля отмечается Международный день книгодарения. Ровно год назад мы запустили партнерский проект Rideró «Книги людям» совместно с ВК-сообществом поддержки сельских и деревенских библиотек «Букля», число участников которого приближается к ... Читать далее