Осенью 2025 года писатель Татьяна Олешкевич отправилась на кабриолете из Москвы до далекого острова Самуи, чтобы осуществить свою мечту — открыть коливинг для писателей. Взяв с собой только верных друзей — кота Леву и пса Питу — она за полтора месяца проехала пять стран, а в январе 2026 года запустила проект «Я и друзья» — место, где писатели могут обрести покой и творческую свободу.
Мы поговорили с Татьяной об ее уникальном опыте, пользе писательских кемпов и создании креативных проектов «с нуля».
Как у вас появилась идея отправиться в путешествие на машине из Москвы до Самуи?
Идея родилась в августе на озере Ладога. Я проснулась ночью в палатке и поняла, что должна это сделать — приехать на остров из мечты, найти восхитительную виллу и открыть маленький отельчик для всех, кто хочет писать книги.
Когда я писала первые романы, то столкнулась с сопротивлением. С одной стороны тебя стимулируют к писательской деятельности, давая много полезной информации. Но потом ты остаешься с письмом один на один. А хочется, чтобы рядом был живой человек, который видит твое жгучее желание рассказать миру свою историю.
А еще я всегда мечтала о месте, где буду встречаться с читателями. И делать это так, как делал герой Джека Лондона Дик Форрест: создавать атмосферу уюта и давать старт самым неожиданным темам для общения.

Вы спросите, почему я просто не села в самолет, а выбрала путь полукругосветного путешествия на машине? Потому, что мой кот аутист Лев не летает. Его здоровье и восприятие мира этого не позволяют. А Таня Олешкевич так устроена, что, когда есть цель, она не видит препятствий. Поэтому решила ехать на машине, тем более, что в автомобильном путешествии я, кот и пес перманентно находимся последние 4 года.
Сколько времени заняла поездка? С какими неожиданными трудностями вы столкнулись?
Я ехала полтора месяца. Первая трудность прилетела в процессе подготовки поездки. Маршрут должен был проходить через теплые страны — Грузию, Армению, Иран, Пакистан и вести в Индию. Я создала проект на краудфандинговой платформе, запустила его и собрала нужную для реализации сумму.
Естественно, я написала письма во все посольства и получила подтверждения, что каждая страна будет рада принять у себя писателя-путешественницу, да еще и поможет в организации встреч с русскоязычным населением. Но от знакомого кругосветчика узнала, что Пакистан его не пустил. Пришлось думать над новым маршрутом. Так пришла идея ехать через Китай.


Но оказалось, что на машине пересечь Китай не так просто: необходимы партнеры, готовые за тебя поручиться. Я нашла партнеров, но счет, который мне выставили, был неподъемным — больше миллиона рублей обходился только Китай. Собрать многомиллионную сумму не получалось. Я закрыла проект на краудфандинге и вернула людям деньги.
Неделя прошла в размышлении, что делать, и в письмах во все возможные русско-китайские организации. И вдруг появился он — ангел — частное лицо, предложившее помощь. Цена этой помощи оказалась мне по силам. Я позвонила самым крупным инвесторам, и они снова согласились меня поддержать. Так я вместо лета отправилась в самую, что ни на есть, зиму. И часто потом в ночной и морозной степи Казахстана или пустыне Китая спрашивала себя: «Таня, что ты делаешь?».
Вторая трудность: когда на китайской границе ветеринарные таможенники сказали: «Добро пожаловать в Китай! Но с вами может проехать только одно животное — пес или кот. Выбирайте!». Это было жестко, и я впервые расплакалась. Выход подсказали китайские же полицейские, шепнув на ушко, что с одним человеком может проехать одно животное один раз. Но, если вы готовы проходить границу несколько раз, то провезете обоих.


Так я въехала в Китай на машине с псом Питоном, а на следующий день вернулась в Казахстан на автобусе за котом Львом, который ждал меня в приграничном городке у местного автомеханика.
Знаем, что вы планировали вести блог и устраивать творческие встречи в разных странах. Расскажите, что из этого получилось осуществить?
Получилось вести телеграм канал. Но не так качественно, как это виделось в Москве. На практике очень многое хочется рассказать и показать, но как правило, как раз и нет такой возможности. Поэтому, набралось много материала, из которого обязательно сделаю документальный фильм с названием «Мир глазами писателя, кота и пса» и чуть позже выложу на YouTube.
С творческими встречами тоже интересно получилось. Меня ждали в Грузии Армении, Иране и Индии. А, когда маршрут изменился, времени на организацию новых встреч в новых странах уже не было. Но меня удивили люди. Почти в каждой гостинице, куда мы заселялись, сотрудники отеля говорили, что получив бронь и увидев фамилию и имя, заходили на сайт и знакомились с книгами. Сейчас от многих получаю письма-отзывы.
Удалось ли вам пообщаться с читателями за рубежом?
Удивительно, но у меня появились зарубежные читатели. Роман «Палач», наспех переведенный ИИ на английский язык, при мне начала читать наш китайский гид. Через пару дней дочитала и сообщила, что романом заинтересовалась ее знакомая — профессор языкового университета, а с ее подачи одно издательство. Так я совершенно случайно получила предложение о переводе и издательстве романа на китайском языке.
Расскажите про ваш кабриолет! Помогал ли он вам находить новых читателей или участников для краудфандинга?
Свой любимый кабриолет я обтерла о столб прямо перед отъездом. Расстроилась и почему-то сразу сообщила об этом одной кругосветчице, живущей в данный момент в Южной Америке. Та посоветовала мне наклеить на бок пленку с описанием проекта. Я так и поступила.

И — да, многие нашли и продолжают находить меня, благодаря надписи на борту, фотографиям меня, зверей и qr коду, ведущему на чат бот с описанием путешествия и коливинга.
Как ваши верные спутники — кот Лева и пес Пита — переживали дорогу?
Лева и Пита — моя поддержка. Думаю, как и я — их. В движении Лева лежал у меня на коленях или под сиденьем, а Пита торчал моськой в окно и мазал на него слюни.. Забавные видео тоже есть в блоге.


В гостиницах же оба топали по номеру, разминая лапы.
Появились у вас за время путешествия идеи для новых книг?
Я работаю над серией книг «Ключи». Третью как раз собираюсь писать на острове. Она называется «Просто он». Это история жизни Алекса, на чуть-чуть появляющегося в конце первого и второго романов. И, конечно, все душещипательные истории путешествия всенепременно в нее войдут.
Что происходит с писателем, когда он постоянно находится в движении и то и дело просыпается в новой стране?
Не только с писателем, я думаю, это происходит с любым человеком и особенно на первых порах: каждое утро тебе приходится договариваться с собой — называть свое имя и объяснять кто ты, почему здесь и к чему стремишься.
Вы организовали писательский коливинг «Я и друзья» на Самуи. Какие в нем условия? Можно ли приехать просто на пару дней?
Можно приехать на любое время. Приветствуются более долгие сроки, что связано с подготовкой виллы к принятию гостей — все же это не отель однодневка.
Разместиться — в спальне на самой вилле или в рядом стоящих бунгало..
Вилла окружена верандой, увитой цветущей розовыми и сиреневыми цветами бугенвиллией, где можно обедать, работать или отдыхать. В огромном саду бассейн, хамам, уличный спортзал, гамаки, шезлонги и мое любимое — место для медитации с видом на зеленые горы, скачущих с пальмы на пальму белок и неожиданно вылетающих из густой травы птиц-счастья с сине-зелеными крыльями.



Внутри виллы полностью укомплектованная кухня, просторная гостиная с домашним кинотеатром и мини-библиотека. На всей территории — скоростной wi-fi. В таком пространстве все, что бы вы ни делали, превращается в сплошное удовольствие.
С января по апрель у вас проходят кемпы. Как они устроены?
Кемпы — это all inclusive история. Начнем с того, что завтраки, обеды и ужины в кемпах на всех я готовлю сама. У меня было собственное кафе и готовить — одно из любимейших занятий.
В кемпах большая программа. Она включает совместные путешествия по острову, встречи со слонами и морскими черепахами, купание в водопадах, отдых среди цветущих лотосов, дайвинг, сапбординг, много моря и солнца, истории и культуры. Буддизм — удивительная религия. Знакомство с ней отдельная глубина!

После обеда мы играем во взрослые игры, позволяющие сиять всем граням вашей творческой натуры: рассматриваем детские фотографии и рассказываем истории из детства, делаем взрослые фотографии и рассказываем истории из взрослой жизни, работаем над спектаклем в домашнем театре и готовимся декламировать стихи на поэтическом вечере в культовом островном месте по имени Library, куда по слухам, бывает заходит и Виктор Пелевин. А самое главное, мы пишем:
Программа насыщенная, и опыт показывает, что есть те, кто во всем участвует и те, кто просто хочет быть рядом и наблюдать, как это происходит, наполняясь творческой энергией. Такое участие тоже возможно и тоже дает свои плоды.
Кому может быть полезен писательский кемп?
Маркетологи бы меня сейчас отругали за этот ответ, но я все таки скажу, как думаю — всем! Потому, как творчество, здоровое общение, хорошая компания и путешествия полезны абсолютно всем и каждому.
На сайте проекта есть более конкретный ответ на этот вопрос. Но в данную минуту мне хочется сказать именно так.
Часто писатели говорят, что им мешает не отсутствие времени, а внутренние блоки. Вы замечаете это у участников кемпов?
Бывает, что я замечаю настороженность у некоторых в начале пути. И это понятно. Ведь книга — публичное мероприятие, а рождается она из той глубины себя, где многое хрупко, некоторое болит, а некоторое очень хочешь, но боишься показать. Поэтому в начале пути я всегда предлагаю работать над жанровыми произведениями, где можно выдумкой завуалировать правду и ничего не бояться, потому что, где выдумка, а где правда, известно только писателю.
Есть те, кто приходит с готовым решением: «У меня существует материал, его много, надо из него создать то, что будут читать», — это другая работа. Она подразумевает приведение в порядок наговоренных или брошенных на бумагу мыслей и здесь можно столкнуться с серьезным нежеланием что-то менять.
Я в таких случаях ничего менять и не предлагаю. И всегда говорю «да» любому желанию и идее тех, кто доверяет мне вести себя по писательскому пути. Расширяя эти «да» таким образом, чтобы люди были счастливы. Потому что счастье расшифровывается, как соучастие — радость, рожденная в совместном процессе.
Каким вы видите главный результат от кемпа для писателя или творческого человека?
Изначально программа кемпа составлена таким образом, что она позволяет человеку, написав за 12 дней небольшой рассказ, пройти в миниатюре весь путь писателя. После чего, те, кому важно написать большое произведение, могут приступить к этому самостоятельно, а я остаюсь рядом оффлайн или онлайн.
У кемпа есть три ощутимых материальных результата:
— самостоятельно написанное, оформленное и опубликованное произведение;
— электронное издание «IM Legend» — тот самый материал в духе «Каравана историй», который делаю я. Человек получает интервью, написанное журналистом Первого канала, с собственной фотографией на обложке и фотографиями внутри, что позволяет по другому взглянуть на свой жизненный путь;
— в процессе кемпа мы говорим о потаенных мечтах, что позволяет тем, кто готов отправиться в путь за мечтой сделать это, согласно плану, немедленно. А другим прожить мечту мысленно и отпустить. Такое тоже важно!

Есть идея объединить все, написанные в кемпах рассказы, в книгу «Я и друзья» и представить ее на выставке интеллектуальной литературы Nonfiction в Гостином дворе в Москве.
Что бы вы посоветовали авторам, которые планируют создать свой креативный проект
Создавать!
Нужно ли сначала «стать успешным», чтобы позволить себе такие проекты?
А что такое «стать успешным»? Позволить себе что-то предлагать людям можно только тогда, когда ты сам через многое прошел, имеешь ощутимый полезный опыт и уверен в результатах. Иначе, ты будешь людям просто врать.
Таков мой критерий успешности: говорить людям о том, что «ручка горячая» имеет право только тот, кто ее потрогал.
А, если вы про количество денег или узнаваемость, то я каждый свой проект начинала на коленках (подробно пишу об этом в романе «Палач»), и все всегда получалось. Даже это путешествие, которое я подготовила за месяц и осуществила без какого-либо конкретного опыта, но с опытом предыдущей жизни и проектов.
Планируете ли вы новые проекты, которые будут связаны с этим опытом?
Да. Я думаю «Я и друзья» имеет право быть в любой стране, куда я, пес и кот всенепременно поедем на машине. А, если нас будет больше, то на нескольких машинах. Но обязательно в красивом и мирном месте. А начинаем мы с острова Самуи.
Если выбрать один совет для пишущих людей, которые ищут свободу, каким он будет?
Don’t give up!

Подробнее о путешествии Татьяны Олешкевич можно узнать в ее телеграм-канале и на сайте проекта «Я и друзья»
Подготовка первой презентации вызывает целый спектр эмоций: от волнительного предвкушения до тотальной паники. Мы решили узнать у авторов Rideró, которые много раз выступали перед читательской аудиторией, о том, как они ... Читать далее
Книга «Я подаю на развод» помогла Кристине Верховцевой усилить личный бренд, получить пассивный доход и новых клиентов. Мы узнали у Кристины, почему она выбрала самиздат, а не издательство, и как ... Читать далее
Вышедшая на Rideró книга привела новую аудиторию и издательство «Эксмо» Юлия Нелезина — психолог, коуч-наставник с более чем 15-летней практикой в области психологии и трансформационных методик, специалист по нейролингвистическому программированию, ... Читать далее
Весь год мы отмечали ваши успехи: от победы в первом конкурсе до попадания в списки крупных премий. Собрали в одном списке главные достижения авторов Rideró за 2025 год. Каждая строка ... Читать далее