Жюри книжных блогеров номинации Rideró — о финале премии «Лицей» 2025

В новом IX сезоне литературной премии для молодых прозаиков и поэтов «Лицей» в жюри номинации Rideró «Выбор книжных блогеров» работали 15 человек. В состав жюри вошли лауреаты и финалисты премий «Гипертекст», «Блогпост», «_Литблог», литературные критики и литобозреватели, филологически подкованные, начитанные люди, для которых книги — это любовь и призвание.

Победителей премии «Лицей» объявят уже 6 июня, в день рождения Александра Пушкина, на главной сцене книжного фестиваля «Красная площадь». Традиционно накануне объявления лауреатов мы попросили жюри книжных блогеров поделиться впечатлениями и рассказать, кто из молодых авторов в этом сезоне им особенно запомнился, кого хочется выделить и почему. 


Юлия Комарова, дзен и телеграм-канал «БиблиоЮлия»

Премия «Лицей» в этом году радует разнообразием конкурсных работ и их качеством. Бросается в глаза возросшее мастерство молодых прозаиков, тексты которых ещё до премии разбирают издательства. Но и поэты успешно печатаются в толстых журналах, а имена их на слуху, например, Мария Затонская, Евгений Дьяконов.

Ещё одна яркая тенденция: в писательстве преобладают женщины. Из 10 прозаиков — 7 женщин, из 10 поэтов — 6. Женщины завоевали право писать и доверие читателей. Они пишут о себе (главные героини историй — писательницы и журналистки), но вывести собственные переживания на уровень всеобщий получается пока не у всех. Самыми живыми и запоминающимися образами стали для меня героиня автофикциональной «Пинеги» Варвары Заборцевой, женщины Анны Баснер и «Сценаристка» Светланы Павловой.

Третья особенность этого года: преобладание крупной формы. Яркую и красивую самобытную прозу представляют Варвара Заборцева и Анна Баснер, профессионально владеют жанровыми приёмами Светлана Павлова и Анна Бабина — от их расследований не оторваться. Интересную прозу для юных взрослых и подростков, написанную методом магреализма, предлагают Юлия Шляпникова и Лев Кузьминский

Жёсткую мужскую позицию обозначает Илья Подковенко, а Максим Симбирёв и Ангелина Малюгина уверенно ищут свой голос (и я не сомневаюсь, что найдут!). 

В целом, не было в этом сезоне ни одного текста, который было бы скучно или невозможно читать. А выбрать из нескольких достойных становится всё трудней.


Сергей Сызганцев, телеграм-канал «Записки книжного странника»

Миллениалы VS зумеры. Чем примечателен девятый сезон премии «Лицей»

В этом году работы финалистов «Лицея» гораздо сильнее. Когда объявили шорт-лист, пять из десяти авторов прозаиков уже заключили контракты с издательствами. Члены экспертного совета заметили, что в этом сезоне им было интереснее читать тексты участников.

На самом деле — интереснее.

Приятно удивило «омоложение» «Лицея». Средний возраст авторов — 28 лет, шестерым из десяти финалистов нет ещё и тридцати: Ангелина Малюгина, Лев Кузьминский, Юлия Шляпникова, Илья Подковнеко, Максим Симбирёв, Варвара Заборцева

Наверное, рано ещё говорить о прозе двадцатилетних как о самостоятельном явлении, но зафиксировать смену поколений, которая должна была когда-то произойти, мне кажется важным. Тридцатилетние скоро станут сорокалетними, а те, кто были за ними, принесут новое осмысление действительности. Поколение нулевых, которое не застало девяностые, будут рефлексировать сегодняшние двадцатые.

Но и миллениалов, конечно, рано списывать со счетов. В этом году они соревнуются наравне с зумерами, уже издающиеся писатели — с авторами «толстых» журналов или совсем новичками. Но борьба всё равно обещает быть интересной — финалистка «Ясной Поляны» Светлана Павлова и финалистка «Большой книги» Анна Баснер против настоящего северного самородка Варвары Заборцевой, которая уже известна среди «журнальных» читателей. Сюда же можно отнести и Максима Симбирёва — у него публикации не только в отечественных журналах, но и зарубежных.

Ещё одна особенность этого сезона — региональный контекст. Больше всего о провинции писали двадцатилетние авторы. Варвара Заборцева и Илья Подковенко отвечали за Север, Максим Симбирёв — Саратов, Юлия Шляпникова — Татарстан. Анна Бабина написала про вымышленную уральскую провинцию, в которой угадывается Пермь.

Прогнозировать в этом году особенно сложно — много сильных работ, практически каждая может получить приз. Но если выделять свою тройку победителей, то пусть это будут Варвара Заборцева, Светлана Павлова и Анна Баснер.


Кристина Куплевацкая, телеграм-канал «Книжная среда Куплевацкой»

Если бы можно было сказать о лицеистах этого года одной фразой, я бы сказала: «Бог и бабушки в регионах». Эти темы, как ведущие или вскользь упомянутые, встречаются практически в каждом прозаическом тексте. Кажется, молодёжь решила разбираться с доставшимся им наследством — в прямом и переносном смысле. 

Большинство, правда, пока кружат вокруг детского осознания неизбежности смерти: так Максим Симбирёв в «Жертве» придумывает своему герою семью, где почти все умерли, Варвара Заборцева в двух повестях и рассказе водит героиню по границе мира живых и мёртвых, Юлия Шляпникова в «Наличниках» идёт дальше и стирает эту границу, позволяя молодой героине не принимать смерть близких, оставаясь в постоянном диалоге с умершими, а Светлана Павлова пугает свою героиню гипотетической возможностью смертельного заболевания.

Пожалуй, хотелось бы, чтобы молодые разобрались-таки с наследием, примирились с неизбежностью смерти и родили литературу, актуальную не только в тематическом (в этом сезоне есть и релоцировавшиеся в Германию друзья, и погибший на СВО отец), но и в стилистическом плане. Пока в этом смысле всё весьма предсказуемо. Иногда, правда, предсказуемо хорошо, когда узнаёшь авторский голос, вроде иронично-наблюдательной Павловой или трогательного Кузьминского

Удивиться пришлось лишь дважды: при встрече с по-подростковому злыми, почти яростными, текстами Максима Симбирёва и с гипнотически-напевной прозой Варвары Заборцевой. Но дважды удивиться и дважды не быть обманутой в хороших ожиданиях — это весьма неплохой результат двух читательских недель.  


Наиля Агдеева, телеграм-канал «Книжный гриб»

Читать шорт-лист «Лицея» любопытно с точки зрения трендов и тенденций, которые появляются в литературе именно благодаря молодым писателям. В прошлом году самыми популярными темами были отношения с родителями и дорога. В этом году писатели чаще обращались к себе, литературному процессу и его закулисью. Региональность по-прежнему занимает важное место — авторы хотят говорить о разных географических точках. Сжимаются объемы историй, не только в том смысле, что 4 из 10 книг шорт-листа — это сборники малой прозы, но и романы становятся короче и плотнее.

Роман «Знаки безразличия» Анны Бабиной отлично отражает многие из этих тенденций, сочетая элементы тру-крайма, кампус-романа и социальной прозы. У «Сценаристки» Светланы Павловой — самая удачная завязка, а героиня подкупает своей искренней и легкой потерянностью. Роман «Вася включил китайскую народную музыку» Ангелины Малюгиной не без очевидных проблем, но радует живым сюжетом и теплой атмосферой.

Говорить о поэзии мне неловко, так как я очень мало в ней понимаю. Но точно почувствовала, что мне понравилось: обнаженность и уязвимость стихов из сборника «Когда-нибудь будет достаточно» Анастасии Бугайчук, где слышен призыв вернуть в быт магию; хулиганские рифмы и смыслы в «Болевых цветах» Евгения Дьяконова, которые хочется разрывать на цитаты и делиться с друзьями; метафоры и литературные отсылки в «Светочувствительности» Юлии Крыловой.

Оба шорт-листа — прозы и поэзии — оказались очень сильными. Надеюсь, это станет утешением и вдохновением для тех авторов, кто уйдёт без приза.


Дмитрий Горшенин, телеграм-канал «Рембодлер»

Убежден, что победа в номинации «Выбор книжных блогеров» дорогого стоит. Даже к самым авторитетным литературным премиям возникают вопросы: члены жюри берут в расчет не только художественные качества произведения, но и другие факторы — социальные, политические, — которые не имеют ничего общего с талантом писателя. Для блогеров, не ограниченных институциональными рамками, важнейшим фактором является качество текста.

В этом сезоне даже больше, чем обычно, удивляет разнообразие голосов. Если бы все книги претендентов находились в одном книжном магазине, их пришлось бы искать по разным углам: здесь триллер, культурно-этнографические рассказы, истории в духе грязного реализма и многое другое. Уровень текстов действительно высокий — легко представить интерес ведущих издательств почти ко всем текстам. 

В этом году буду болеть за «Последний лист» Анны Баснер, «Забытье» Максима Симбирева и повесть «Пинега» (в составе книги «Марфа строила дом») Варвары Заборцевой.


Майя Ставитская, телеграм-канал Book Addict Читаем с Майей, канал в Дзене, Живом журнале 

Общее впечатление от Лицеистов IX сезона — замечательно высокий уровень. Не случайно большинство прозаиков уже разобраны издательствами. В целом Проза кажется сильнее Поэзии, хотя среди поэтов есть очень интересные ребята. 

Лучшее «Проза»

Анна Баснер 

Филигранная проза, в которой за частным проступает общее, за драмой отдельно взятой одинокой интеллигентной женщины пенсионного возраста — целый пласт проблем: социальных, личностных, поколенческих. Множество смыслов в малом объеме, роскошный язык. 

Анна Бабина

Триллер «про маньяка», академический роман и сильная социальная проза под одной обложкой. Яркие персонажи, крепкий сюжет, интересно и страшно. 

Светлана Павлова

Яркая броская профессиональная проза, стилистически легкая, эмоциональная, обаятельная, социально-ответственная. Интересный анализ типажей современного горожанина-соотечественника. Забавно и грустно.

Варвара Заборцева

Проза поэта, пронизанная сказовой напевностью говоров русского севера. Обыденность простых людей, увиденная глазами юной девушки, плоть от плоти этих мест. «Пинега» — попытка осмыслить, выговорить нашу общую боль.

Лучшее «Поэзия»

Егор Спесивцев

Очень хорошо: ярко, метафорично, свободная работа со стилистическими регистрами от разговорной речи и сленга к «высокому штилю», интересные аллитерации и органичное включение двуязычия.

Евгений Дьяконов

Выразитель позиции «парня с рабочей окраины». За обманчиво простой формой «люмпенских виршей» глубокое содержание.

Сергей Калашников

Замечательно интересный, неизбитые образы, яркие метафоры, к философскому через обыденное.


Вячеслав Глазырин, телеграм-канал «несовременник»

В тг-канале проекта «несовременник» в течение последней недели я делился впечатлениями от прочтения текстов финалистов премии «Лицей» в поэтической номинации. Насколько эти десять подборок отражают состояние русской поэзии сегодня? 

Думаю, что, познакомившись с этими авторами, читатель вполне сможет очертить для себя (пусть и приблизительные) границы современной поэзии, которую создают еще совсем молодые авторы. Конечно, бросается в глаза перевес силлабо-тоники, однако для широкого, неподготовленного читателя, скорее, это плюс: для адекватного восприятия иных поэтических форм читателю нужно быть более подкованным. 

Главная находка этого сезона для меня – поэзия Анастасии Бугайчук: на фоне вторичных (музыкально, лексически, фонетически, семантически) стихов, ее тексты – иное дыхание. Мне симпатичны гордая серьезность поэзии Юлии Крыловой и верность восьмистишиям Мирославы Бессоновой. Я смог принять и искренне полюбить новую поэтику Елизаветы Трофимовой.


Анна Нуждина, ВК-блог «Критик Латунский»

Список финалистов в этом году получился интересный и достойный внимания: я бы сказала, нет ни одной работы, которую категорически нельзя рекомендовать к прочтению.

В рамках поэтической номинации хотелось бы отметить сразу несколько человек, в чьих подборках я вижу интересные направления развития поэтики. Со стихами всех финалистов я была знакома и раньше, поэтому очень ценно замечать изменения, которые уже стали или в дальнейшем могут стать точками роста.

Артем Ушканов, также ставший финалистом прошлого сезона, в этом году представил корпус совершенно других текстов, которые позволили мне переоткрыть для себя его письмо. Нарративная целостность «Больничной поэмы» контрастирует с автоматизмом, суггестией и постметареалистической метафорикой, характерной для отдельных стихотворений Ушканова и, в целом, для многих современных поэтов, осмысляющих наследие неподцензурной культуры. Фрагментарность поэтики Ушканова удачно вписывается в крупную форму, и «Больничная поэма» обретает более осязаемую и прямолинейную смысловую составляющую – чего, кстати, не хватает многим читателям современной поэзии.

Интересно наблюдать за эволюцией поэтики Юлии Крыловой, которая происходит не в рамках смены парадигм внутри поэтического сообщества, а под влиянием внешних обстоятельств. В первую очередь я имею в виду взаимодействие с кубинской поэзией – на языке оригинала. Не так давно Крылова стала известна сообществу ещё и как переводчица современных кубинских авторов (почитать можно, например, в журнале «Пироскаф»). Внутреннее напряжение и болезненное переживание опыта, характерное для этой поэтики, вступает в невольный конфликт со случайно пойманным ощущением свободы – внезапным, как ветер с Кубы.

Постепенно и стадиально развивается письмо Анастасии Бугайчук, и оно со временем становится все более точным и внимательным к деталям, сочетая избирательность с умением встраивать их в равноправно значимый ряд. Многолетняя семинаристка Дмитрия Воденникова, Бугайчук берет из творческого метода именитого поэта, который в отличие от многих работает с системой «заданий», способность к концентрации внимания.

Елизавета Трофимова, стихи которой обычно осмысляются в рамках христианской поэтической традиции, сочетает в рамках «Лицейской» подборки поэтику чудесного откровения с концептуалистской иронией и желанием объединить растянутый во времени нарратив в одном минималистичном тексте. Хотя влияние ключевых для традиции фигур – Василия Бородина, Ольги Седаковой и т. п. – прослеживается, в этой подборке я ярко вижу неожиданно хулиганскую индивидуальность Трофимовой. И этот контраст чрезвычайно интересен.

Среди прозаиков тоже немало многообещающих фигур. Но раз уж я начала говорить о развитии поэтики и эволюции стиля, то продолжу – уже о прозаиках, которые порадовали новыми текстами.

После успеха «Голода» Светланы Павловой некоторая часть литературной общественности предрекала, что вторая книга писательницы или не выйдет, или будет повторением первой. «Сценаристка», на мой взгляд, опровергает эти прогнозы.

Также хочется отметить «Дневник невидимки» Льва Кузьминского, чей необычный семейный роман «Привет, заморыши!» стал одним из моих открытий прошлого года. Это очень честный текст о школе, и я бы советовала его всем, кто думает, что Young Adult – это только подростковое фэнтези про спасение всего хорошего от всего плохого.


Вероника Юрасова, телеграм-канал Nika’s Tsundoku Club

Быть в блогерском жюри — ответственная штука, читая рукописи стараешься быть как можно более объективной, отличать редактированное от нетронутого, смотреть на возраст писателя/поэта, изучать его биографию. Но в сухом остатке решающее значение все равно имеет банальное читательское «мне понравилось». 

Этот выпуск «Лицея» запомнится мне удивительной и очень взрослой прозой Анны Баснер, бойким, легко читающимся и социально значимым текстом Светланы Павловой (кажется, я нашла свою российскую Салли Руни), остросоциальным детективным романом Анны Бабиной, невидимками и шатунами, напевным кружевом северной речи и всемогущими татарскими бабушками. 

Не буду лукавить, общего в текстах «лицеистов» немного. Самая часто повторяющаяся тема — семья, но это настолько обширный предмет, что невозможно сопоставить, например, «Пинегу» Заборцевой с теми же «Наличниками» Шляпниковой — и там и там о семье, но везде разная глубина переживаний, совершенно разный посыл и жанр. Одни рукописи в этом году гораздо больше и «взрослее» других, и в этом смысле жаль, что в финал не прошли достойные «Комната утешения» и «Непокои». 

А за прекрасные и горькие стихи спасибо Мирославе Бессоновой и Сергею Калашникову. Было здорово посмотреть на мир вашими внимательными глазами.


Дина Озерова, телеграм-канал «Книжный странник»

Каждый год я с нетерпением жду старта нового сезона премии «Лицей». Работа в блогерском жюри — редкая возможность заглянуть за кулисы книжной индустрии и в числе первых познакомиться с текстами, которые в скором времени займут достойное место и на полках книжных магазинов, и в сердцах читателей.

В этом году короткий список собрал достаточно сильные заявки. Выбрать одного фаворита было невозможно, поэтому я выделила сразу троих.

«Дневник невидимки» Льва Кузьминского — абсурдная, но в то же время трогательная история старшеклассницы, родившейся невидимой. Через фантастическое допущение, делающее нашу реальность более выпуклой и осязаемой, Кузьминский напоминает: да, мир жесток и несправедлив, но мы всегда можем сделать выбор — играть по его правилам или остаться человеком в любой ситуации.

«Я никогда не сдавала анализ на ВИЧ» — Зоя сделала ход и проиграла уважение в глазах друзей на вечеринке. В ожидании результатов теста главная героиня «Сценаристки» Светланы Павловой вспоминает не только своих бывших (интеллектуала Яна, гопника Андрея и интеллектуального гопника Виталика), но и контрасты московской жизни. Павлова в очередной раз создает ироничный и убедительный портрет столичной богемы, а еще —  размышляет о природе успеха, дружбе и магическом мышлении.

«Знаки безразличия» Анны Бабиной — университетский роман, тру-крайм и мощное социальное высказывание под одной обложкой. Это не детектив в привычном смысле слова, ведь главным злодеем оказывается не столько маньяк, сколько система и общество победившего равнодушия. Но даже один винтик может на что-то повлиять: если не на устройство мира, то хотя бы на судьбы отдельных людей.


Сергей Север, телеграм-канал SeVer_books

В номинации «Поэзия»

Артем Ушканов «Больничная поэма»

Начиная чтение сборника, открывающегося авторским вступлением о том, что он написан «по мотивам» альтернативной гражданской службы в медицинском учреждении, не ожидал встретить пронзительные, несколько аритмичные стихи о внезапно вспыхнувших чувствах к прекрасной незнакомке в белом халате. Очень понравилось, как Артем, не боясь экспериментов, играет, но не заигрывает и не заигрывается с рифмами и формами.

Юлия Крылова «Светочувствительность»

Возможно я не прав, но есть в поэзии Юлии что-то цветаевское (юношеского периода). В коротком сборнике и прогулка по Москве, и поездка в Калининград, и путешествие от моря к Родине и к самой себе. Восхитила смелость, с которой Юлия практически в каждом стихотворении бросает себе вызов рифмования неудобных слов, и то, как блестяще и точно с ним справляется.

Евгений Дьяконов «Болевые цветы»

В эти винно-дымные, философские и немного озорные, но всегда глубокие стихи, мне кажется, невозможно не влюбиться. При этом Евгений не перегружает ни их, ни читателя сложными, искусственными приемами. Все очень просто, понятно, но ярко и талантливо. Читая сборник, ощущаешь себя на предрассветной кухне, засидевшимся в гостях у друга, с кружкой, наполненным чем-то горьким, но согревающим, явно неЧАЙного свойства.

В номинации «Проза»

Илья Подковенко «Вост-Сибирград»

Автору удалось заставить меня с интересом, напряженно следить за героями его рассказов, которые сталкиваются со смертью лицом к лицом. Некоторые, взглянув ей в глаза, обретают новые силы и смыслы, другие – теряют последние. Достойный образец остросюжетной короткой прозы, написанный не ради того, чтобы просто напугать читателя, хотя и с этой задачей Илья прекрасно справляется

Варвара Заборцева «Марфа строила дом»

Морозно-узорный, несколько былинный автофикшен, к которому сначала тяжело привыкнуть, а потом невозможно оторваться. Истории-сказы о Малой Родине, суровой северной природе и горячих сердцах простых людей, живущих рядом с ней или убегающих от нее, но все равно, рано или поздно, возвращающихся к истокам

Анна Баснер «Последний лист»

Тот случая, когда для большого романа не нужно много букв и деревьев. Прочитав, был искренне удивлен количеством листов. Как в таком маленьком объеме автору удалось уместить практически семейную сагу еще и с элементом судебной драмы? При этом текст получился живым и объемным, в том числе, благодаря умелой, неперегруженной, тонкой детализации. Финал истории не открытый, но оставляет множество вопросов, которые остается задать только самому себе.


Наталья Суховейко, Дзен-канал и телеграм-канал «чопочитать»

Если попытаться описать лицеистов этого года одним словом, то я бы использовала слово «непосредственность ». В основном это, как и предполагает суть премии, молодые люди, пока еще не накопившие большого опыта, а поэтому они пишут что-то свежее, воздушное, может быть даже трендовое. Или – напротив – они эти самые тренды задают.

Особенности сезона: меньше сюжетной прозы, больше сборников рассказов и повестей, максимальное погружение в региональную и актуальную повестку.

Из новых имен этого года, хоть некоторые из них уже и имели контракты с издательствами до попадания в шорт-лист, мне бы хотелось выделить Илью Подковенко и Варвару Заборцеву. Илья придумывает категорически заметных и ярких героев, которых наверняка захотел бы увидеть у себя Тарантино, если бы продолжал снимать фильмы. Варвара же предложила настолько густой текст, что читатель моментально увязает в, с одной стороны, красоте ее слога, с другой, задыхается от остроты темы утраты.

На фоне молодых и неизвестных авторов писательницы, уже выпустившие по роману в крупных издательствах, выглядят очень уверенно. И кажется, что это немного несправедливо, но правила едины для всех. Удивлюсь, если Анна Баснер или Светлана Павлова останутся без призов. Это та взрослая и самостоятельная проза, которую мы любим и ценим.


Алеся Четверикова, телеграм-канал «Дневник книжного блогера» и блог в ВК

В этом году я в полном восторге от поэтов, потому что современная молодая поэзия — это не просто «новые голоса», это способ слышать иначе, быть ближе к настоящему и правде. Десять авторов, представленных в финале, демонстрируют широкий спектр поэтического языка и человеческой чувствительности — от тихих, предельно личных интонаций до экспрессивного, болезненного и откровенного письма.

Очень трудно было сделать свой выбор, впервые я была в такой растерянности.

Например, у Бугайчук стихи— это медленные, тихие, почти сонные монологи, в которых личное растворяется в универсальном.

Ушканов создаёт мощную, бесстыдно телесную поэзию, в которой боль — и физическая, и любовная — становится формой памяти.

А у Спесивцева поэзия паники, тоски и стыдливой любви, сохраняя при этом тончайшую искренность и музыкальность.

Вначале, показалось что мужчины намного сильнее, но потом поняла, как сильно я ошиблась. Все финалисты невероятно сильные, глубокие и многогранные! Моё сердечко отдано всем им!

Проза отнюдь не плоха.

Финальная десятка премии демонстрирует, что молодая русская проза сегодня — это не просто отражение времени, а его внутренний ритм, эмоциональный пульс. Перед нами тексты, в которых личное и поколенческое сплетаются в плотную ткань повествования: это проза, написанная изнутри опыта, а не извне сюжета.

У каждого из авторов свой голос и это невозможно не отметить.

Митрофанова пишет о буднях и тревогах без пафоса, легко и точно, с иронией и состраданием.

Малюгина создаёт живой и достоверный микромир, в котором соседство с умирающими и обездоленными не разрушает душевную ткань, а, напротив, формирует ценностный каркас. 

А роман Анны Бабиной — сложная структура голосов, хроник, вставных историй и интерлюдий, собранных в мозаичное повествование. Это интеллектуальная проза, требующая внимания и включённости. 

Баснер же пишет неспешно, вдумчиво, с уважением к детали и эмоции.

Заборцева погружает читателя в замкнутый, но богатый внутренне мир маленького села, где время течёт особым образом, а река — почти что персонаж.

А Павлова метко показывает, как современный человек живёт в реальности новостных заголовков, чатиков и перепрошиваемого тела.

И да. Радует, что и здесь талант не имеет пола.

Поразительно, как этот сезон отозвался в моей душе!


Евгения Власенко, телеграм-канал «Книжная активистка», подкаст «Девчонки умнее стариков»

Три совсем не ученических текста финалисток «Лицея-2025»

Послезавтра объявят лауреатов девятого сезона премии для молодых поэтов и прозаиков «Лицей». Прочитав тексты в составе жюри специальной номинации «Выбор книжных блогеров» партнера премии Rideró, выбрала для себя (и заодно для книжного клуба) несколько отличных текстов. Какие-то прочитаем сейчас, другие понадкусываем в ознакомительных фрагментах и будем ждать выхода. Тем более, что почти все они уже нашли издателя. В целом, этот сезон «Лицея» очень крепкий — много молодых, но уже состоявшихся писательниц. И их проза, конечно, торчит на голову, а то и на две над текстами новичков. Новичкам в этом сезоне «Лицея» нет места.

Анна Баснер «Последний лист», повесть (сборник «Круг, петля, спираль», скоро в Альпине)

Анне Баснер очень удаются бабки. Я буквально влюбилась в героиню ее дебютного романа «Парадокс Тесея», которая охотилась за древностями на питерской Уделке и предоставила свою комнату в коммуналке для сборищ кружка реставраторов. В повести «Последний лист» главной героине, переводчице любовных романов Тасе, тоже сильно за шестьдесят. Дочка секретаря Союза писателей и ученой-ботаника, она рано осталась без матери, которая покончила с собой. От матери у Таси остались только альбомы акварелей с растениями, которые долгие годы лежали в родительский квартире на антресолях. Пока однажды не случился обыск. Выпотрошенные из темных углов, эти альбомы открывают Тасе тайну смерти матери и становятся утешением во время домашнего ареста.

Варвара Заборцева «Пинега», повесть (сборник «Марфа строила дом», скоро в Азбука.Голоса)

«Пинега» надежно спрятана в подборке текстов Варвары Заборцевой, но именно эта повесть, на мой взгляд — главный козырь Заборцевой в борьбе за призовые места. Отец героини погибает от атаки дрона. Она приезжает в родной поселок в Архангельской области на реке Пинеге, чтобы дождаться тело и похоронить его. Повесть Заборцевой о частном и, одновременно, общем горе. А еще о месте. Писательница наносит год от года пустеющий северный поселок на литературную карту и вместе с памятью об отце не дает ему исчезнуть.

Светлана Павлова «Сценаристка», роман (скоро в Редакции Елены Шубиной)

В новом романе Павлова продолжает углублять и развивать свой собственный стиль. Ее бестолковые, но ужасно обаятельные героини вызывают эмпатию, а проза позволяет по-хорошему отвлечься, не потеряв, при этом, связь с реальностью. Главная героиня повести, молодая понаехавшая сценаристка Зоя, ведет обычную столичную жизнь — работает, проводит время с друзьями, распродает библиотеку уехавшей подруги и конечно, влюбляется. Последствия Зоиных любовий приводят ее к сдаче анализа на ВИЧ. В тревожном ожидании результата Зоя вспоминает последних партнеров и размышляет о современных отношениях. Умная и ироничная проза Павловой идет поперек тренда на литературу травмы, прокладывая свой собственный тренд литературы жизни, жить которую мы последние три года часто забывали.

Скоро узнаем, войдут ли какие-то из этих текстов в тройку победителей девятого сезона премии «Лицей», а свой посильный вклад в блогерское голосование я уже внесла. И, знаете, опыт прошлых сезонов показывает, что книжный блогеры безошибочно чуют фаворитов читательских сердечек.

С этим читают

«Выбор книжных блогеров» — специальная номинация издательского сервиса Rideró, партнера Литературной премии «Лицей» имени Александра Пушкина для молодых прозаиков и поэтов. Пятый год подряд в рамках премии «Лицей» Rideró собирает ... Читать далее

Существует много разных премий, за которыми мы следим с интересом, но далеко не в каждой есть поэтическая номинация. От этого она кажется ещё более таинственной и загадочной, и каждый год ... Читать далее

Литература потихоньку уходит из столицы в регионы, подсвечивая то один городок, то другой – от города N мы потихоньку перемещаемся во вполне осязаемые Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток или вот, например, Дивногорск, ... Читать далее

6 июня, в день рождения Александра Пушкина, объявили имена лауреатов восьмого сезона литературной премии «Лицей». Церемония награждения прошла на Главной сцене книжного фестиваля «Красная площадь». Лауреатами стали три молодых прозаика ... Читать далее

Показать больше записей