Искусство как побег от мира — о книге «Аквариум» Алисы Ханцис

О повести «Аквариум» Алисы Ханцис рассказывает книжный обозреватель Сергей Сызганцев.

Стихийный Тео — молодой музыкант, выпускник консерватории и просто душа компании; он берётся за несколько проектов одновременно, рассуждает об искусстве и частенько устраивает вечеринки в своей квартирке. Его неврастеничный  младший брат Мик — режиссёр музыкальных клипов, хотя он давно мечтает снять полнометражный фильм; музыка Тео встречается почти во всех его работах, как и сам брат вместе с остальными музыкантами. Впечатлительная Тина — сестра Тео и Мика; она занимается мультипликацией и вдохновляется странноватыми рассказами сетевой писательницы.

Много лет назад трагическая смерть родителей сильнее связала между собой братьев и сестру, и уже во взрослой жизни Тео, Мик и Тина не могут жить друг без друга, всё больше впадая в зависимость — от самих себя и искусства.


Первая ассоциация, которая приходит на ум после прочтения повести Алисы Ханцис «Аквариум» — это укороченная и во многом щадящая версия «Маленькой жизни». Неспособность героев отделиться друг от друга, их привязанность к искусству и сильным эмоциям, подкреплённая несколькими травмирующими эпизодами юности, и, наконец, непростая история взросления сквозь безликие, ничем толком не обозначенные десятилетия позволяет поставить «Аквариум» на одну полку с бестселлером Ханья Янагихары и другими книгами о травме и травматичных отношениях.

Но Ханцис, в отличие от Янагихары, хочет показать не саму боль и её последствия, а, скорее, обманчиво целительную, во многом эскапистскую силу искусства, с помощью которой герои убегают от страшного реального мира в свой собственный, «аквариумный», где есть место и любимым занятиям, и пространным разговорам о великом, и выдуманным детским интервью, и любимой игре в «Комнату», когда одному завязывают глаза, пускают в помещение и предлагают на ощупь и под музыку узнать, кто или что стоит перед ним.

В каком-то смысле повесть Ханцис похожа на этот самый аквариум. На протяжении всего плавания по тексту читатель будто бы смотрит на происходящее через мутноватую воду, в которой вместе с различными водорослями проплывают значимые детали, описания и сюжетные коллизии. Тут и там всплывают аллюзии на произведения искусства и зашифрованные названия картин (например, в джентльмене в костюме с зелёным яблоком вместо головы угадывается знаменитая картина Рене Магритт «Сын человеческий»), а из временных обозначений — только празднование нового века, из чего можно понять, что действие повести разворачивается в конце девяностых и начале нулевых. Поэтому при чтении стоит быть очень внимательным — важные события в жизни героев переданы гладко, почти бесшовно.

Однако под конец книги Ханцис некоторые аквариумные очертания становятся различимыми. Три рассказа, упоминаемые героями, размещены после самой повести, а два других можно считать уже самостоятельными текстами. «Ветки и линии» рассказывают о мужчине, одержимым метро; «Руки Эшера» — о молодой писательнице, ищущей своей стиль письма; «Подражание Вирджинии Вулф» — поток сознания пассажирки метро; «Письма (пунктиром)» — небольшая переписка влюблённых из Праги и Петербурга; «Свадебное путешествие» — короткая история одной несостоявшейся поездки в Австралию (где сейчас живёт сама Ханцис).

В отличие от той же Янагихары, Ханцис не стремится шокировать читателя и хорошенько его встряхнуть. «Аквариум» — вещь несюжетная, эфемерная и пластичная. Однако кажущаяся музыкальность и лёгкость оборачивается умеренно трагичным финалом, который показывает последствия любой зависимости. Но и здесь Ханцис воздерживается от какой-либо определённости и оценочности, предлагая читателю во всём разобраться самому. Пожалуй, в этом и скрывается тихое очарование этой истории.

Читать книгу

С этим читают

Современная проза, young adult, детская литература и, конечно, нон-фикшн — подготовили 16 книжных рекомендаций, которые помогут с выбором книг на non/fictio№26. Рекомендованные книги вошли в «Список литературы» или стали победителями ... Читать далее

Невероятная читательская гонка нашей книжной охоты на платформе LiveLib длилась два месяца — с 1 октября по 30 ноября 2024 года. За это время на конкурс были поданы 405 заявок, ... Читать далее

О концепции и внутреннем устройстве сборника Надежды Флайг «Другая я» рассказывает писательница Марго Гритт Сборник рассказов «Другая я» предлагает читателю современное исследование женских характеров от профессионального психолога, который, однако, пытается ... Читать далее

Рецензию на книгу Леони Вебер «Очень приятно, Вилары» подготовила писательница Марго Гритт. Юная Полин, главная героиня повести «Очень приятно, Вилары!», покидает родную страну и переезжает во Францию, в дом отца, ... Читать далее

Показать больше записей