Rideró на non/fictio№24

C 1 по 5 декабря в Гостином Дворе в центре Москвы прошла ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№24, которая традиционно привлекает внимание огромной аудитории читателей. В этом году издательский сервис Rideró представил здесь книги 140 авторов, большая часть которых была полностью продана. 22 презентации наших авторов прошли на стенде. Также мы провели 5 встреч с представителями издательств, литературными обозревателями, продюсерами писателей и даже кино. Полные аудитории слушателей и шквал вопросов после — наших спикеров не хотели отпускать.

Екатерина Шляхова, директор по маркетингу Rideró, записала ключевые мысли с двух круглых столов, которые мы организовали на выставке non/fiction.

Круглый стол «Путь книги к экранизации»
(прошел при поддержке Агентства креативных индустрий)

Основные тезисы

Книга и фильм воспринимаются по-разному. В книге мы можем вести повествование от лица главного героя и видеть мир его глазами или от третьего лица. Мы можем описывать чувства и мысли персонажа, его ощущения. Книга будит воображение читателя. А фильм — визуальный жанр, где мы можем только показать что-то, и кадр не должен нуждаться в объяснении. Поэтому буквальная визуализация книги — это почти всегда провал.

А чем же должна быть и является экранизация? Экранизация — это одна центральная мысль, сюжетная линия из книги, на которой строится все визуальное повествование.

Экранизация — это, с одной стороны, возможность показать хорошую историю широкой публике, людям, которые никогда не доберутся до книги. С другой стороны, это способ материализовать то, что происходит в голове у читателя, когда он «ныряет» в книгу.

О профессии шоураннера
Российская киноиндустрия еще не на том уровне, чтобы ведущую роль в кино- или телепроекте играл шоураннер. В западной киноиндустрии, шоураннер — это автор и продюсер в одном лице, который полностью отвечает за мир, который создает на экране. Шоураннер часто автор идеи, который сам нанимает соавторов, сценаристов, и режиссера. Режиссер на западе — фигура сильно более техническая, чем у нас. А в России режиссеро-ориентированная индустрия, и профессия шоураннера пока не имеет широкого распространения.

Хорошо написанная книга и хороший фильм — разные вещи. Иногда книга, которая высоко оценивается литературоведами, не может стать фильмом, и наоборот.

Чем более богатый сеттинг книги, то есть выстроенный мир и сюжетное наполнение, тем больше шансов она имеет стать сериалом, а не полнометражным фильмом.

Кто должен прочитать книгу, чтобы она имела шанс попасть в цикл кинопроизводства? Важно, чтобы синопсис, а потом, возможно, и сама книга попали на стол к одному из трех специалистов: сценарист, продюсер или креативный продюсер. Если у вас нет доступа к этим людям, самый простой и надежный способ представить им свою книгу — участвовать в конкурсе «Экранизация», который проводится один раз в год на платформе Rideró совместно с Агентством талантов StarDust. Старт следующего конкурса август-сентябрь 2023 года.

Модератор разговора про экранизацию книг Русина Шихатова, продюсер писателей, сооснователь агентства экранизаций «Снимайте это немедленно!» поделилась с нами впечатлениями: «Нас с коллегами очень обрадовал факт, что дискуссия об экранизациях стала одним из открывающих мероприятий ярмарки в этом году. Литература в кино занимает все более значимое место. Мы постарались сделать этот разговор интересным и широкой публике, и тем, кто планирует писать истории для кино. Обилие вопросов к участникам и посетители ярмарки, которые пришли к нам со своими книгами и готовыми сценариями, — свидетельство того, что диалог был обоюдно интересным. С удовольствием продолжим диалог в будущем году и надеемся представить ожидаемые премьеры на основе литературных сюжетов».

Елизавета Жукатинская, агент режиссеров и операторов Агентства Stardust, о круглом стуле: «Очень позитивная атмосфера. Спасибо модератору и организаторам за то, что собрали таких классных людей из индустрии. Это была очень оживленная беседа. И отдельное спасибо зрителям, которые задавали вопросы, которые не боялись говорить о собственных книгах и даже дарили их спикерам».

Мария Меленевская, креативный продюсер платформы START, сценарист: «Было очень здорово обменяться с коллегами мнениями по вопросу экранизаций, а главное — рассказать зрителям о том, как современная индустрия смотрит на этот процесс и в поисках чего находится. Надеюсь, наше общение было не только приятным, но и полезным для реальных и потенциальных авторов».


Дискуссия «Учиться играя: как рассказывать детям о важном не скучно»

Особенности детской литературы. Ключевые тезисы

Для детского нон-фикшена нужен не менее масштабный и тщательный сбор материала, чем для взрослого. Дмитрий Гасин: «Или ты халтуришь, или ты работаешь. Написать в детской книге что угодно, и надеяться на успех — простите, так это не работает».

Первая тенденция детского нон-фикшена, который можно отнести к категории «Как это устроено», — качественные максимально-детализированные иллюстрации. Примером может служить книга «Чудесные сечения» издательства МИФ.

Вторая тенденция — сплетение познавательной и художественной литературы. Знания в таких книгах ребенок получает  ненавязчиво, просто следуя за героями и сюжетом. Классический пример — серия книг о бобре Касторе издательства «Мелик-Пашаев», а из свежего можно рекомендовать книгу «Волки. Оправдательный приговор» автора Rideró, зоолога Инны Дворцовой.

У детской познавательной литературы есть свои важные особенности. Во-первых, это четкая возрастная адресация. Во-вторых, в детской литературе недопустимо то, что мы можем назвать словом «безнадега». Можно писать и о сложных, и о грустных вещах, но обязательно должен быть «свет в конце тоннеля». В конце книги будьте добры подать ребенку мысль, что жизнь не бессмысленна, а вера в будущее – это нормально и это основа жизни.

Как писать для детей на непростые темы: о голоде, смерти и т.п.?

Наталья Бесхлебная, журналистка, обозревательница детских книг, поделилась видением, как в книгах для детей поднимать сложные темы: «Чтобы писать об ужасных событиях, которые в нашей голове не соединяются с ребенком и детством — например, о войне, репрессиях, эвакуации, голоде, насилии — нужны специальные приемы. И у современных авторов есть ряд таких приемов: от метафоры до фантастики. Удивительно, но можно придумать, как говорить обо всем этом даже с читателями категории 0+».

Есть несколько приемов, которые позволяют рассказать ребенку о тяжелых событиях на понятном ему языке. Первый прием — перенос. Мы переносим реальные события  в вымышленное место, несуществующие обстоятельства. Второй прием — особый детский взгляд, который сглаживает трагичность ситуации. («Если плакать над пустым супом, когда нечего есть, то суп хотя бы будет соленым»). И третий прием — рассказывать о неком тяжелом явлении или событии метафорически.

Александра Литвина, главный редактор издательства «Пешком в историю» о том, как писать детские книги в жанре нон-фикшен: «Чтобы рассказать детям о важном не скучно, автору нужно уметь говорить просто или хотя бы ясно о сложном, правильно организовать свой материал, работать с макетом и командой: художником, редактором, консультантами в различных областях. Нужно любить то важное, о чем ты хочешь рассказать, и передать в книге свое удовольствие и радость. Нужно рассказать не об отдельных фактах, а дать свое видение, показать, как устроена наука, как видит художник, как работает инженер или анализирует ученый».

Надежда Папудогло, главный редактор медиа про образование и воспитание детей «Мел»: «Книги — это невероятный способ постоянно расширять мир ребенка, его понимание разнообразия. Чтобы самим детям это нравилось и не превращалось в обязательное «почитай», нужны те книги, которые по-настоящему увлекут его. Не только фактами, текстом, но их соответствием детскому восприятию, оформлением и подачей».

Василий Волков, соавтор серии детских книг об истории Москвы:
«Рассказывая об истории важно чтобы, ребенок заинтересовался историческими событиями. Для этого можно использовать старинные фотодокументы или открытки, показывающие эпоху, или приводить интересные факты, которые точно останутся в памяти. Например, в истории про Петра I можно упомянуть о его личном знакомстве с Исааком Ньютоном. Хорошо работают ассоциативные темы. Например, рассказывая об истории космонавтики в нашей стране можно приводить примеры современных разработок и рассказы про новые решения в космонавтике. Однозначного рецепта нет. Но главное – должно быть интересно».

Дмитрий Гасин, литературный обозреватель, модератор круглого стола, поделился впечатлениями о дискуссии: «Мероприятие прошло замечательно! Была прекрасная аудитория, думаю, что тема вполне раскрыта: детская нон-фикшен и научно-популярная литература очень востребована в наши дни. Мы поговорили не просто о конкретных книгах и авторах, но и вообще о том, как привлечь детей к знаниям, развивать их любознательность, эрудицию, интерес к окружающему миру. О том, как писать научпоп и познавательную литературу для детей. Какие сложности, важные особенности, с разных точек зрения: автора, издателя, научного редактора, книжного обозревателя».

Презентации для писателей, организованные Rideró

Кроме участия в круглых столах, директор издательского сервиса Rideró Екатерина Шляхова выступила на выставке с двумя презентациям: обзором самиздата и селфпаб-платформ, ранее представленном и на ММКЯ (видео здесь), и темой о новых возможностях нейросетей, которые становятся помощниками книжных иллюстраторов. 

Делимся полезными рекомендациями по созданию обложки с помощью нейросети из презентации «Нейросети и книги. Как новые технологии меняют книгоиздание?» (при поддержке Агентства креативных индустрий):

  • Иллюстрация на обложке  — далеко не главное, важнее композиция, идея, контраст, уместность;
  • исходите из того, что на обложке должен быть один центральный объект, который взаимодействует со шрифтом, в крайнем случае — два взаимодействующих объекта;
  • выделяйте заголовок — он должен хорошо читаться, быть крупным и контрастным;
  • объект должен быть всегда контрастен фону;
  • кроме фона, главного объекта и шрифта больше ничего не должно быть.

К этому разговору присоединилась онлайн также автор Rideró, иллюстратор и руководитель школы иллюстраторов Софья Мироедова, которая объяснила, чем отличается работа с нейросетью от работы с художником. Ее рекомендации: «Чем проще вы напишете запрос нейросети, тем лучше. Фактически, самое первое, что нужно знать: нейросеть как ребенок-подросток, который ходит в художественную школу и пытается научиться рисовать нужное количество пальцев на руке. Нейросети нужно объяснять максимально простыми словами, чего вы хотите. Кроме того, например, у Midjourney есть очень полезные лайфхаки, которые можно прочитать непосредственно в разделе Help этой сети. Отдельно в Discord описан синтаксис запросов к MJ, по которому она работает. Например, отдельные смысловые части запроса лучше всего отделять двойными двоеточиями».

«Нейросети уже здесь, нейросети уже с нами, и их не вырезать из нашей реальности, — отметила Софья. — Я считаю, что нужно просто научиться их использовать, научиться с ними жить. То что делает нейросеть — это еще не искусство, просто картинка, которую сгенерировала нейросеть. Искусством это становится, когда появляется человек, только мы с вами делаем это искусством, только мы можем направить это в правильную сторону. Это не значит, что мы, иллюстраторы, лишимся профессии. Просто мы являемся свидетелями новой эры визуальной культуры».  

Ключевые тезисы презентации «7 способов организовать комьюнити в процессе написания книги»

Оксана Силантьева, спикер сессии, продюсер лаборатории мультимедийного опыта Силамедиа:
«Практические примеры — самые действенные мотиваторы. Часто писатели думают, что коммуникацией с читателями должны заниматься какие-то отдельные люди. Но ни у одного продюсера или литагента нет и десятой доли той любви к книге, какая есть у автора к своему детищу. Сообщество организуется вокруг автора, который горит темой, не устает делиться своими открытиями и наблюдениями. Писатель, особенно начинающий, сам в ответе за сообщество, которое «приручает».

Многие писатели хотели бы общаться со своей аудиторией, но не всегда знают как и когда. И здесь на помощь приходят списки «выбери из 8 вариантов один и сделай». Каждый из представленных практических примеров организации комьюнити, которые я показала, будет работать с любой темой книги. Важно не ждать, когда книга напишется и обретет обложку. Важно показывать кухню своего писательского труда, просить совета у будущих читателей, делиться фрагментами, постепенно погружая их в вашу тему. Тогда книгу будут ждать, предвкушать, готовиться к ее появлению».

Оксана рассказала про три разных по уровню вовлеченности группы читателей и на собственных примерах показала, как по-разному нужно выстраивать коммуникацию с ними. «Когда я придумываю что-то связанное с книжкой, я себе задаю вопрос: эта моя активность/событие — оно для кого? Для тех, с кем мы вместе пишем эту книжку? Для тех, кому просто интересно посмотреть? Мы понимаем, что для зрителей должно быть больше вовлекающего контента, потому что соавторы поймут, они готовы копать вместе с тобой, а вот зрителям интересно что-нибудь веселенькое и прикольное». Также, к примеру, посты в соцсетях, заметила она, это не сообщество вокруг книжки, а сообщество вокруг темы. «Поэтому надо шире смотреть на проблематику и писать обо всем, что с этой темой связано. А также делиться ссылками, мыслями, эмоциями. Люди голодны до эмоций! И если где-то есть источник интересного, нового, позитивного, они подключаются».

Презентации книг на стенде Rideró

Мы показывали презентации авторов в прямом эфире и сохранили их на нашей странице в ВК. Многие авторы привели с собой группы поддержки, что всегда важно, особенно, для первого представления книги. Рекомендуем их посмотреть, особенно, когда будете готовиться к презентациям на следующей выставке, чтобы настроиться и позаимствовать лучшие идеи и приемы. Среди полностью раскупленных книг: «Лидеры дышат глубоко» Анастасии Фокиной, «Медичи  — покровители Флоренции» Ирины Терпуговой, «(Не) спящие дети  — (не) спящие родители» Екатерины Рухленко.

Отзывы авторов

Вячеслав Макович, автор Rideró:
«Общение с текущими и потенциальными читателями — это важнейшая часть жизни автора книг. Благодарю Rideró за возможность открыть программу мероприятий издательства на non/fiction презентацией своей книги «Ты. Пошаговое руководство по пониманию, управлению и развитию».

Мария Косовская, автор Rideró:
«Мне давно хотелось побывать на выставке non/fiction не просто как читатель, но и как автор, презентовать книги, ответить на вопросы. Спасибо огромное Rideró, всей команде — они осуществили мою мечту! Благодаря им я рассказала про свою повесть «Козлиха», опубликованную на платформе, а еще поучаствовала в интересном обсуждении, которое прошло в рамках круглого стола «Учиться играя: как рассказывать детям о важном нескучно» (организатор Rideró), где презентовала детские книги в жанре нон-фикшен, написанные мной в соавторстве с учеными («Приключения Тима в мире бактерий» и «Приключения Тима в поисках потерянного аппетита»).

Татьяна Короткова, автор Rideró:
«Благодарю издательство Rideró за возможность представить сказочную повесть «Пчелография. Крылатое приключение» на очередной книжной ярмарке и писательском круглом столе. Помимо интересного общения с коллегами, что само по себе всегда очень приятно, эта презентация стала новым движением книги к читателю. Я признательна всем сотрудникам Rideró за их внимательность к авторам, стремление сделать так, чтобы хорошая книга стала заметнее в море современной литературы, за профессионализм и преданность делу».

Мы благодарим всех участников и ждем встречи на новой выставке!

С этим читают

Автор Rideró Анна Пейчева побывала на крупнейшей на Балканах книжной выставке, встретила русских классиков и выступила с лекцией про эпоху Романовых. Атмосфера на выставке и вокруг нее царит самая непринужденная. ... Читать далее

С 4 по 8 сентября в Экспоцентре будет проходить ММКЯ (Московская международная книжная ярмарка). Все пять дней мы будем проводить мероприятия, продавать книги и устраивать презентации наших авторов на стенде ... Читать далее

Новый путеводитель по тропам и норам Екатеринбурга представят на книжном фестивале «Красная строка» Скрытые городские пространства, неочевидные маршруты по Екатеринбургу и окрестностям откроются посетителям международного книжного фестиваля «Красная строка» 23 ... Читать далее

Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction№ — главное книжное событие в России. Два раза в год более 300 издательств презентуют на ярмарке лучшее из художественной, научной и научно-популярной литературы. Издатели, редакторы, ... Читать далее

Показать больше записей