Даниил Никулин: «Как режиссер, я вижу мир картинками»

Когда человек с большим опытом сценариста начинает писать роман, он использует наработанные техники, и сюжет его книги оживает на глазах. Кто как не киношники знают, как захватить читателя лихими поворотами сюжета. Наш автор Даниил Никулин с 30-летним бэкграундом работы в киноиндустрии переложил в историю, которую когда-то мечтал экранизировать. Его книга обратила на себя внимание, успешно прошла фильтр критики для проекта «Список литературы», и мы решили узнать у Даниила подробнее о работе над романом и переходе в разряд писателей.

— Трилогия «Цена победы»  — ваш первый писательский опыт?

— Первый писательский опыт, если говорим о художественной литературе. Если же расширить рамки, то к моменту начала работы над книгой я написал порядка 20 сценариев для документальных и научно-популярных фильмов и три полнометражных сценария. А также множество коротких роликов и несколько сценариев для киножурнала «Ералаш», где я проработал долго. Так что опыт работы с текстом у меня был. Изначально я хотел учиться на сценариста, но вышло так, что я стал пишущим для самого себя режиссером.

— Расскажите подробнее, пожалуйста, над какими фильмами вы работали?

— В основном над документальными и научно-популярными, в том числе для детской и юношеской аудитории. Работать в кинематографе я начал в 1984 году, когда в 16 лет пришел на киностудию «Мосфильм». Работал киномехаником и день за днем впитывал «магию кино». К 1988 году, отслужив в армии, я на «Мосфильм» не вернулся, но кроме работы в кино ничего другого для себя не мыслил. Первую половину 90-х пробовал себя в разных качествах: занимался организацией международных кинофестивалей, потом работал в кинопрокате. Затем открыл собственную компанию и занимался кино- и теледистрибьюцией. Хотел же попробовать себя в творчестве. Сперва была идея получить профессию сценариста, но мне в руки попала книга Льва Кулешова «Основы кинорежиссуры», и выбор был сделан в пользу режиссерского ремесла. Режиссуре я учился, сценарные секреты изучал самостоятельно, много лет, по книгам лучших мировых сценаристов и преподавателей.

После окончания института было сложно найти работу на ТВ, но через год я смог найти заказ на создание серии социальных видеороликов, потом начал сотрудничать с несколькими видеостудиями и снимать сюжеты для киножурнала «Ералаш». У меня еще до учебы были честолюбивые мечты попасть в большой кинематограф, поэтому для осуществления своей цели я написал сценарий «Цена победы».

— Откуда родилась история про юного гонщика Рому Лапина?

— Мой сын несколько лет занимался спортивным картингом (не путать с картингом прокатным), и я возил его сперва на тренировки, затем на соревнования, которые проходили в разных городах России. Пока сын наматывал на трассе круги, я смотрел по сторонам, и чем больше смотрел, тем сильнее возникало желание снять что-то, связанное с картингом. Сперва я пришел к Грачевскому с идеей снять сюжет для «Ералаша». А затем, когда было решено сюжет про картинг не снимать, я решил размахнуться шире, написать полнометражный сценарий, по которому будет снят фильм о юных автогонщиках. Тогда и родилась история про Рому Лапина, подростка, который очень хочет попасть в картинговые гонки и получает такую возможность.

— Все, кто читал вашу книгу, отмечают кинематографичность этой истории, она так и просится на экран. Есть такие амбиции?

— Раньше такие амбиции были. Причем именно амбиции. Когда я работал над сюжетом сценария; когда общался с многочисленными продюсерами в намерении заинтересовать их сюжетом; когда искал дополнительное финансирование, так как размер денежных средств, выделяемых Департаментом кинематографии на фильмы для детей и юношества, не позволял снимать сложные технические сцены…

Когда я решил написать книгу, амбиции ушли, а вместо этого появилось простое, но очень горячее желание познакомить общество с моими героями. Формат книги, наконец-то, позволял мне не быть стесненным в выразительных средствах, а что касается кинематографичности, то здесь все совсем просто: как режиссер, я вижу мир картинками. Куда сложнее оказалось эти картинки интересно описать — но я читал русских классиков и учился у них.

То же самое касается и действий персонажей, я в деталях вижу ту или иную мизансцену, и все, что во время съемок я предложил бы сделать актеру на площадке, в итоге делают герои в книге. Добавим сюда плавную, последовательную и понятную «монтажность» повествования, и в итоге получаем «фильм в голове».

Конечно, я буду рад, если увижу моих героев на экране. В кинотеатре или в телевизоре, не важно. Вот только сценарий надо переписать с учетом изменения количества героев и возросшего числа сюжетных линий.

— Как вы пришли на Rideró? Расскажите про ваш опыт работы с нашим сервисом.

— Когда книга была написана, встал вопрос: куда с ней идти? Что делать? Ответов я не нашел — литературный мир для меня был территорией неизведанной. Всезнающий интернет сообщил, что есть два пути: стучаться в издательства (при этом стучаться можно долго и не факт, что результативно), либо же рискнуть и самоопубликоваться.

Рассмотрев предложения различных платформ, я остановился на Rideró. Почему? Вначале мне понравился сайт, точнее внутреннее его наполнение. Цены также оказались привлекательными, что для начинающих (или малоизвестных) авторов является весомым аргументом — ведь пробиваться к сияющим, брызжущим гонорарами вершинам приходится исключительно за свой счет. И уже во время взаимодействия я отметил еще одну важную особенность сервиса, вернее несколько таких особенностей.

Сотрудники Rideró ответственные, пунктуальные, дружелюбные, заботливые и — что, в принципе, должно быть само собой разумеющимся —  высокопрофессиональные. Что еще нужно начинающему писателю? Внимание читателей! И в сервисе Rideró существует масса самых разнообразных предложений и решений (в том числе довольно необычных), чтобы пробиться к аудитории. Другими словами, теплые отношения между сторонами возникают сразу и в дальнейшем поддерживаются на должном уровне.

— Есть планы написать еще что-то, создать новую историю?

— Создать что-то новое всегда интересно. Не так-то просто найти сто́ящую идею. У меня есть два полнометражных сценария, если с одним из них что-то не будет получаться, есть план превратить его в книгу, тем более что подобный опыт я уже приобрел. Второй сценарий – это история не очень книжная, поэтому буду доводить его до экрана именно в том виде, в котором он существует.

Но это все в будущем, а насколько оно ближайшее, ответить сейчас затрудняюсь. Пока я работал над книгой, сделал открытие, возможно, до банальности очевидное, но все-таки открытие: создать хороший текст – это не самая большая трудность. Куда сложнее заявить о себе в этом большом, переполненном мире. Сейчас я нахожусь именно в таком «заявительном» состоянии и о созидательном процессе даже не помышляю. Хочу разобраться с тем, что уже есть.

Читать трилогию «Цена победы»

С этим читают

О книге «Рассказы озера Леман» пишет филолог и переводчик Наталья Санникова. Чтобы история получилась счастливой, начинать ее нужно с конца. Так уж устроено, что любовные истории, как правило, заканчиваются раньше, ... Читать далее

Рецензию на исторический роман подготовил поэт, литературный критик Иван Родионов. Полноценным военно-историческим эпосом прозаический текст делает не объем. Точнее, не только он. Но и многослойность повествования на разных уровнях: государственное-народное, ... Читать далее

Что почитать: хорошие книги в закладки В новых книгах «Списка литературы» Rideró, нашего флагманского рекомендательного проекта, много весеннего синего неба и воздуха. В примечательных историях, рассказанных нашими авторами, вы, наверняка, ... Читать далее

Рецензию подготовила писательница Марго Гритт. Цикл рассказов «Комплекс Кассандры» разворачивает перед читателями единое вымышленное пространство, на котором мифологическим существам, божествам и духам, приходится уживаться с ничем не примечательным видом Homo ... Читать далее

Показать больше записей