Наталья Рубанова: «Антитела» – это шахматная партия на выживание

Книга Кирилла Куталова «Антитела» написана на основе событий в начале пандемии коронавируса. Недавно «Афиша» назвала обложку «Антител» одной из самых красивых обложек июня, а «Горький» включил книгу в подборку лучших произведений этого года в жанре киберпанка. Публикуем рецензию на книгу от литературного критика и создательницы собственного импринта Натальи Рубановой.

«Антитела» – актуальный текст (если быть точнее, здесь и сейчас – модный: слишком уж популярна пресловутая вирусная тема). Актуальный, иначе едва ли б о нём взялись писать те же модные в определённых кругах «МБХ-Медиа» и литсноб-«Горький».

Кирилл Куталов, публиковавшийся ранее в «Знамени», «Топосе», «Митином журнале», выпустил до этого романа две книги: сборник рассказов «Радио Вавилон» и травелог «Запрещённые фрукты» – читателям, которые смогут оценить своевременность появления «Антител», наверняка будет любопытно познакомиться и с другими работами автора.

Итак, зачем читать «Антитела»?  Попробуем разобраться – в любом случае, кому-то роман сей придётся по душе, а у кого-то вызовет раздражительную усмешку – и те и другие имеют на это право. Да, о вкусах спорят – ну и: профессиональные литературные споры, разумеется, имеют смысл.  Что же до автора этих строк, то в личную «обязательную программу чтения» куталовский текст не входит, хотя последняя страница уже перевёрнута, ну а послевкусие от новинки однозначное: найдётся масса людей, которых роман «зацепит» и не оставит равнодушным. Именно по этой причине «Антитела» и размещены на спецполке Ridero, куда попадают наиболее яркие книги, опубликованные сервисом «Издательские Решения» – книги, одобренные литературными критиками и профессиональными писателями.

Куталов «ввинчивает» в антиутопию до боли знакомые московские реалии, задаётся глобальным вопросом (почти риторическим), как выжить в условной карантинной чуме и не сломаться, остаться собой – если, конечно, допустить, будто ДО карантина ты этим «собой» вообще-то был…

Новостные сайты, весь этот дикий – как теперь говорят, токсичный,  – инфопоток, обрушивающийся на незащищённых от него, как бы запараллелены с текстом романа: а-ля-репортажная проза, в целом кинематографичная – всё в настоящем времени, здесь и сейчас, этакий быстрочитаемый киносценарий: «Воскресным утром полицейский дрон патрулирует воздушное пространство над районом Текстильщики…».

Стилевых изысков нет и не будет: всё предельно чётко, почти картографично. Шахматная партия на выживание. Калейдоскопичная геометрия персонажей, попадающих в самые разные обстоятельства, из которых непременно следует выбраться. Вот Охр, продающий время своей жизни «Стальной фаланге» Распределённой метрополии, вот бизнес-аналитик туристического агентства «Антидот» Лишнев, вот некто Росомаха, а вот и Вика: стюардесса рейса номер 915 Венеция — Москва… Мегаполис – тоже вполне себе реальный персонаж, и вот уж пред нами предстаёт («как живой») Центр Выборных игр на Дмитровке: массивное серое здание с гербом. Читатель слышит, как на Тверской клацают сочленениями хромированных ног кибергвардейцы, слышит лязг лап их киберпсов… Ничего личного: просто всамделишный полицейский террор, дастиш фантастиш; а вот и постоянно улыбающийся с экрана Большой Брат (назовём его так)…

«В воскресенье на улицах Центрального округа Распределённой метрополии людно. Сегодня праздник, первые послевыборные выходные, традиционный день, когда физические едут в центр гулять вдоль бульваров и пить кофе у прудов. Лишнев тоже отправляется в центр. Он едет на метро до Чистых, там поднимается наверх и направляется по бульварам вниз, в сторону Неглинной. От ходьбы на свежем воздухе ему становится весело, воздух разгоняет кровь, и даже воображаемый Серёжа как будто уменьшается в размерах, отползает куда-то в сторону сознания. Светит солнце, с экрана на крыше Центрального банка смотрит новый Президент-бот. Он улыбается, склоняет голову чуть вбок, в уголках глаз видны тонкие морщинки…».

В условной империи 2027 год. «Несогласов» разгоняют садисты-силовики. Смертельный вирус, не заморачивающийся различиями между теми, у кого «есть всё» (или для кого невозможного – мало), и кто беден, как церковная мышь, делает невыносимой не только жизнь, но, кажется, даже само её отсутствие. Герои-функции (да, порой персонажи Куталова кажутся именно функциями, а не живыми людьми) страдают, смотрят порно, пьют, считают деньги, думают «как дальше», если СОН — полицейская система обнаружения несоответствий — постоянно следит за тобой: «для твоей же безопасности»… ничего не напоминает?

Репетиция Апокалипсиса: чтение для тех, кто хочет заглянуть туда, где ещё хуже. Ещё хуже, чем в реальную пандемию, к которой многие привыкли – но лишь до поры.

О рецензенте:

Наталья Рубанова – писатель, драматург, критик, литературный и сценарный агент-редактор, консультант по литературному письму.
В Союзе российских писателей с 2002 года.

Лауреат премии «Нонконформизм», премии журнала «Юность», премии им. Тургенева, премии им. Хемингуэя.

Основатель «Литературного бюро Натальи Рубановой».

С этим читают

О концепции и внутреннем устройстве сборника Надежды Флайг «Другая я» рассказывает писательница Марго Гритт Сборник рассказов «Другая я» предлагает читателю современное исследование женских характеров от профессионального психолога, который, однако, пытается ... Читать далее

Рецензию на книгу Леони Вебер «Очень приятно, Вилары» подготовила писательница Марго Гритт. Юная Полин, главная героиня повести «Очень приятно, Вилары!», покидает родную страну и переезжает во Францию, в дом отца, ... Читать далее

Один из бонусов нашего ежеквартально обновляемого проекта «Список литературы» — это возможность познакомиться ближе с авторами Rideró, узнать, какие замечательные люди к нам приходят и публикуют важные для них тексты, ... Читать далее

О книге Ларисы Майоровой «Чемодан» рассказывает поэт и переводчик Наталья Санникова. Стремительное развитие сюжета (без отступлений на описание красот природы или тонких душевных переживаний персонажей), насыщенный событийный ряд, повествование, которое ... Читать далее

Показать больше записей