3 частых правки от корректора

Даже самые внимательные писатели допускают опечатки. Это нормально. Во-первых, идеальная грамотность у каждого человека своя, а во-вторых, современные лингвисты давно предпочитают абстрактной грамотности языковую норму.

Специалисты Rideró, в первую очередь, лингвисты. Они опираются на современную языковую норму и следят за ее обновлением. Корректоры проверяют текст не только с точки зрения распространенных ошибок, они думают о задаче текста и отдельных его частей.

Если правило не строгое, но его соблюдение испортит текст – например, изменит ритм повествования или лишит сюжетную сцену напряжения – корректор проигнорирует его, сохранив задумку автора. Сравните:

Грамотный человек

Окологодовалый такой человек. Ну, где-то так. Я его подкидываю, такая, на руках, смеюсь. Он почему-то не падает.

Опытный корректор

Окологодовалый такой человек. Ну где-то так. Я его подкидываю такая на руках, смеюсь. Он почему-то не падает.

В первом случае запятая после частицы «ну» создает смысловую паузу. Если автор сам ее не планировал, то корректор не будет вмешиваться в ритм текста. Обособление слова «такая» дает слову акцент, переключает внимание читателя на это слово. И в итоге смысл повествования путается: не понятно, к чему относится «такая», какая «такая». 

А между тем, из контекста этих трех предложений понятно, что «такая» – это вспомогательное слово, которое работает на ритм, но не содержит в себе значимой информации. То есть обособление слова тексту скорее навредит.

3 частых правки от корректора

Оформление прямой речи и диалога.

Когда писатель придумывает речь своих героев, он живет их жизнью и старается передать их внутреннее состояние. Все, что вы говорите в репликах и пишете в ремарках к ним, – важно для читателя. 

Возможных схем оформления прямой речи и диалога очень много, а писатель не всегда может уследить, в каком месте лучше поставить точку, и когда можно начать ремарку с большой буквы.

Например:

«Мы уходим с этой планеты«, — проговорил он с пафосом, — «Мы не будем больше среди дикарей ее. Небо , могучий Агни зовет свой народ!«

«Мы уходим с этой планеты, — проговорил он с пафосом. — Мы не будем больше среди дикарей ее. Небо, могучий Агни зовет свой народ!»

– Какой еще след? Впервые слышу подобное имя. Вот Аня – слышал. И Ани слышал. И даже Арно. Бабаджанян, был такой композитор.

И профессор, задумавшись на пару секунд, вдруг замурлыкал под нос:

– Твои следы тара-та у реки… Ведь нет следов, что исчезают без следа.

– Какой еще след? Впервые слышу подобное имя. Вот Аня – слышал. И Ани слышал. И даже Арно. Бабаджанян, был такой композитор. — И профессор, задумавшись на пару секунд, вдруг замурлыкал под нос: – Твои следы тара-та у реки… Ведь нет следов, что исчезают без следа.

Корректор, вычитывая прямую речь или диалог, понимает, где стоит добавить знаки препинания (это даст акцент на важную часть высказывания), где ремарку лучше убрать в основной текст. 

Грамотное оформление диалога и прямой речи помогает читателю лучше понимать смысл, который писатель передает через персонажа.

Правильное употребление «Вы» и «вы».

У писателей часто возникает вопрос, как писать обращение на «вы» — со строчной или с прописной буквы. Чтобы ответить на этот вопрос, корректор смотрит на контекст фрагмента, где «вы» употреблено. 

В прямой речи или в диалоге «вы» пишется с маленькой буквы, но когда вы приводите внутри текста фрагменты эпистолярного жанра (письма, записки) или стиль текста сам по себе предполагает написание «Вы», корректор обязательно это заметит.

Пример

Отдел кадров шпунтикового завода был типичен: в узкой комнате, заставленной коробками, сидела женщина в шевелюре цвета баклажан и не переставая поправляла очки на середину носа.

— Что-то вы хотели?

— Бумажку, пожалуйста, подпишите, – я немного ее испугался.

— Ах, вы новенький. Ну, добро пожаловать к нам, так сказать.

В свой первый день я пришел на работу необычайно рано: стрелка на часах едва подобралась в четверти седьмого. Подергал ручку офиса – заперто. Я осмотрелся и нашел слева от входной двери информационную записку:

«Уважаемый работник шпунтикового завода! Сообщаем Вам, что с сегодняшнего дня, 24.09.1974 г., в связи с критическим укорочением светового дня, завод переходит на новый режим работы с 6:00 утра до заката.

Управление шпунтикового завода не хотело бы иметь в своих рядах таких безответственных работников как Вы. Потому, если Вы читаете данное сообщение, можете считать себя уволенным.

За дальнейшими инструкциями просим Вас явиться завтра, к началу рабочего дня в отдел кадров».

Единообразие «е» и «ё».

Употребление буквы «ё» в рамках современной нормы необязательно. Но многие авторы эту букву любят. Также употребление «ё» важно для детской литературы: словарный запас ребенка гораздо меньше, чем у взрослого.  Буква «ё» сохраняет соответствие написания слова его произношению. То есть выполняет важную образовательную функцию.

Но найти все «ё» в объемном тексте очень сложно, нужна особая насмотренность. Если автору важно найти в тексте все места с употреблением буквы «ё», или, наоборот, оставить только те места, где эту буква рекомендована, корректор легко это сделает за вас.   

Кстати, мы рекомендуем писать букву «ё» в трех случаях:

  1. Чтобы избежать многозначности в тексте.

И только чайки над морем все кричали. / И только чайки над морем всё кричали.

Лиза потянула язык к небу. / Лиза потянула язык к нёбу.

Это мы еще посмотрим, кое-что по-прежнему узнаем. / Это мы еще посмотрим, кое-что по-прежнему узнаём.

2. Чтобы сохранить правильное произношение.

Например, в словах: гёзы, флёр, твёрже, приведённый, осуждённый, новорождённый, филёр.

3. Чтобы быть точным в именах и фамилиях.

Например: Неёлова, Денёв, Шрёдингер, Дежнёв, Кошелёв, Чебышёв.

Заказать корректуру книги вы можете по этой ссылке.

С этим читают

Литературные журналы всегда были культурным ориентиром для русской интеллигенции. Публикация в журнале и сегодня остается подтверждением писательского мастерства и таланта. Литературные издания открывают писателю двери в профессиональное сообщество, знакомят с ... Читать далее

Авторы Rideró могут продавать свои книги на более, чем 100 площадках: ЛитРес + его партнерская сеть, Wildberries, OZON, Amazon и других. В конце 2022 года к списку этих площадок добавились ... Читать далее

Авторы успешных книг в жанре нон-фикшн очень много внимания уделяют выбору обложки. И они правы. Обложкам художественных книг достаточно просто создать настроение в сознании читателя. Тогда как обложка научно-популярного или ... Читать далее

Нет такого автора, который не сталкивался бы в своей работе с критикой. В Интернете ситуация еще сложнее. Негативные отзывы могут оставлять не только читатели, но и хейтеры — люди, которые ... Читать далее

Показать больше записей