«Наставники» — это новый образовательный проект Rideró, в рамках которого мы организуем тематические курсы и мастер-классы профессионалов литературного мастерства и книжной индустрии. В октябре мы проводим первый курс из этой серии. Вместе с маркетологом, книжной активисткой, автором популярного блога Knigagid и независимым экспертом по Social Media Marketing Евгенией Власенко будем разбираться, как автору самому продвигать свою книгу: организовывать работу в соцсетях, сотрудничать с блогерами и лидерами мнений, создавать интересный контент вокруг своих книг. Перед началом курса мы поговорили с Евгенией о том, как становятся книжными блогерами, чем русскоязычные литблоги отличаются от американских и что интересного в этой сфере происходит прямо сейчас. А также о том, кому и чем будет полезен курс «Самопродвижение независимых авторов», на который до 27 сентября действует промоцена:
— Как вы стали книжным блогером? Откуда вообще приходят в книжный блогинг?
– Приходят отовсюду: знаю книжных блогеров — юристов, экономистов, историков, да много примеров, когда из самых неожиданных сфер. Достаточно много, конечно, филологов, но далеко не все. Я из экономистов. На момент, когда начала писать про книги в свой Инстаграм (тогда еще не было никакого «Книгагида»), я полгода как ушла с позиции директора по маркетингу в коммерческом банке. Тогда я еще не знала, что это увлечение определит мою жизнь на следующие пять лет. Однако, не так важно, на самом деле, откуда приходят, важно как. И здесь практически всем подойдет ответ «по любви»: к книгам, к чтению, к рассказыванию историй, к обсуждению произведений.
Книжно-блогерское комьюнити — это очень увлеченные литературой люди. Здесь практически нет тех, кого просто привлекает медийность или, скажем, рекламные контракты. Во-первых, потому что в книжной индустрии крутятся не такие большие деньги, а во-вторых, для того чтобы быть книжным блогером, нужно действительно много читать. И делать это без любви к процессу, на мой взгляд, невозможно.
– Делали ли вы что-то специально, чтобы собрать свою аудиторию? И если да, то что?
— Делала, конечно. И если вам кто-то станет рассказывать, что просто завел блог, а подписчики сами пришли, не верьте. Блог — это большая работа, кропотливый каждодневный труд. Я начинала в 2016 году. Тогда Инстаграм был совсем другой: его еще не купил Фейсбук (Признана экстремистской организацией и запрещена в РФ), не было умной ленты, все фото были квадратными, нельзя было размещать видео и не было сторис. Вы вообще можете такое представить?
Я методично занималась продвижением в первые два года: устраивала конкурсы, марафоны, разыгрывала книги, проводила SFS («shout out for shout out», то есть «упоминание за упоминание» — прим. Rideró) и делала взаимопиар. В 2018 году, когда ядро аудитории было набрано, я сместила акцент с количественного на качественный. Для меня стало важно не число подписчиков, а то, куда мы вместе с ними идем. Тогда я полностью пересмотрела позиционирование — из литературного гурмана стала книжной активисткой.
— Ваши подписчики — это кто?
— Разные люди. Если говорить о статистике, то это преимущественно женщины в возрасте от 25 до 44 лет из Москвы и Санкт-Петербурга. Эдакие столичные штучки, которые ищут успокоения своего беспокойного ума. Образованные, социально активные, интересующиеся не только своим внутренним миром, но и тем, что вокруг. В общем, мои подписчики очень похожи на меня. При этом важно понимать, что аудитория — это всегда про жизнь. Каждый день кто-то подписывается и отписывается. Да, есть те, кто со мной с самого начала, я узнаю их по никам, когда они оставляют комментарии. Бывает и так, что люди отписываются, а потом возвращаются. И это нормально. Соцсети — это место, где есть демократия. Ты и только ты выбираешь, кого читать, и никто тебя не может заставить делать это.
— Блоги каких современных русских писателей вы считаете образцовыми и почему? И есть ли вообще такие?
— Я не верю в образцы, не верю в канон. Стоит мне увидеть что-либо каноническое, как тут же хочется сбросить это с парохода современности. Опять же, не все соцсети — блоги. То есть можно вести прям блог-блог, даже тематический. А можно просто вести условно личную страницу и быть очень интересным для аудитории. Для меня соцсети публичного человека — это про расширение пространства вокруг его персоны. Это пространство сближения, в котором можно с безопасного расстояния наблюдать за человеком и как нигде осознавать, что он просто человек. Этим и отличаются соцсети от сайтов и фанатских пабликов. Поэтому мне, к примеру, очень нравится, как ведет Инстаграм Гриша Служитель. Он ведет его сам, постит без фанатизма, показывает обложки новых переводов «Дней Савелия», выражает гражданскую позицию, приглашает на свои концерты, а в сторис его часто можно увидеть в домашней обстановке слушающим пластинки и поглаживающим своих котов. Мне такое по душе.
— Как вы отбираете книги для своих обзоров?
— На самом деле нет какой-то системы. Я слежу за новинками издательств и списками литературных премий, стараюсь не пропускать конкурсы молодых авторов и разные андеграундные начинания, типа тонких литературных журналов и ФИКШН35. Прислушиваюсь к рекомендациям друзей-писателей и журналистов, читаю книжные каналы, ну и восполняю культурные пробелы — прохожусь по классике, так сказать.
— Можете ли вы описать, как сейчас обстоят дела с русскоязычными книжными блогами, что интересного происходит в этом сегменте?
— Сегмент максимально расширяется и дробится внутри. То есть появляются узкоспециализированные блоги. Специализация может определяться жанром или типом произведения (например, есть блогеры, которые обозревают только комиксы), возрастными рамками (детская литература, young adult), географией (русская или зарубежная) и т. д. Как правило, у блогера сразу несколько критериев, на стыке которых и рождается уникальность его авторской выборки. Это, наряду с авторским голосом и позиционированием, позволяет конкурировать. В 2016 быть книжным блогером само по себе было стратегией, сегодня этого недостаточно.
Поэтому те, кто ведут блоги по несколько лет, как я, уже не раз перезагружались. За этим тоже интересно наблюдать: кто-то начинает строить инфобизнес, кто-то создает мерч, кто-то уходит в журналистику, в писательство многие уходят.
Что еще интересного? Наверное, важно сказать, что русскоязычный книжный блогинг, в отличие, скажем, от американского, более литературный, нежели маркетинговый. Каждый третий книжный блогер стремится написать рецензию, то есть разобрать произведение, каждый второй — описать свое отношение к произведению, и все это в тексте. В то время как в США зачастую просто показывают книгу, ставят хештеги и предлагают пообщаться в комментариях. Или снимают видео. Русские книжные блогеры больше пишут, американские больше показывают.
— Может ли независимый автор рассчитывать на то, что его книгой, на которой стоит только его имя или псевдоним и нет бренда известного издательства, заинтересуется книжный блогер? Как вы считаете, что для этого нужно?
— Для этого нужно попасть в поле зрения блогера и заинтересовать его. Что интересует книжного блогера? Тут как и с читателями: одни ищут одно, другие другое. Важно найти своего. Еще важно понимать, что блогер — редактор своего виртуального журнала или радиостанции. То есть у него есть аудитория и он эту аудиторию развлекает. И как редактор он постоянно находится в поиске интересного контента. Начинающие блогеры чаще отдают предпочтение известным авторам, потому что их все знают и можно присоединиться к их успеху. Или классике, которую много кто читал и можно обсудить в комментариях. Но есть и те блогеры, которые могут себе позволить открывать новые имена и создавать шум вокруг книг. Такие блогеры — потенциальные партнеры для коллабораций с независимыми авторами. Но тут важно найти точку соприкосновения. Это может быть что угодно: и личное, и литературное подойдет.
Что до логотипа издательства, то я замечаю, что сегодня все больше авторов выбирает путь самиздата и самопродвижения. И не потому, что их не берут в издательства, а потому, что им это больше подходит. Потому что они выбирают свободу творческого пути и готовы взять ответственность за успех своей книги в свои руки. Конечно, для этого нужны знания. Для того чтобы быть успешным селфпабером в 2020, нужно не только написать хорошую книгу, но и уметь продвигать себя и свое творчество. Это путь сильных. Курс «Самопродвижение независимых авторов» именно для таких людей.
— Чем будет уникален курс «Самопродвижение для независимых авторов» и кому он поможет?
— Уникальность курса в том, что это на 100% авторский контент. Того, что я буду рассказывать, нет в учебниках по маркетингу. Я поделюсь опытом применения маркетинговых инструментов не просто в социальных медиа, а именно в книжном сегменте. За последние несколько лет я собрала достаточно кейсов, чтобы на их примерах показать как работающие стратегии, так и ошибки, которые современные авторы допускают в процессе продвижения. Курс поможет тем, кто готов воспринимать соцсети всерьез и заинтересован по максимуму использовать их возможности.
Говорим с исследователем современного искусства, автором книги «Портрет короля» Демиеном Милкинзом Непонимание обывателем современного искусства стало мемом еще в конце 2000-х. Подробное исследование вопроса с опорой на множество источников, с ... Читать далее
В 2019 году Байба Стурите опубликовала на Rideró книгу «Кармический код судьбы», которая стала бестселлером и вошла в десятку самых популярных книг года. В том же году она заключила контракт ... Читать далее
Ирина Терпугова родом из Томска, закончила Сибирский государственный медицинский университет по специальности врач-биохимик. С 1998 года живет в Италии во Флоренции и с 2008 года работает лицензированным гидом по Тоскане. ... Читать далее
Литература потихоньку уходит из столицы в регионы, подсвечивая то один городок, то другой – от города N мы потихоньку перемещаемся во вполне осязаемые Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток или вот, например, Дивногорск, ... Читать далее