«Продвижение книги – это необходимость. Но я автор до мозга костей».

Мария Данилова за четыре года опубликовала на Rideró 10 книг в жанре фэнтези. В общей сложности продажи ее книг за все время почти достигли 11 000 копий (как электронных, так и печатных), а писательница вошла в десятку наших самых успешных авторов. Мы поговорили с Марией о том, как ей это удалось и какова роль продвижения в ее успехе. 

– Мария, учитывая успешные продажи ваших книг, можно ли говорить о том, что писательство стало вашей работой? Или это хобби?

– Писательство – это моя жизнь. Мне это безумно нравится! Нравится продумывать сюжет, нравится творческий процесс. Люблю стук клавиш ноутбука, когда я дописываю очередную главу. Понятия не имею, если честно, чем еще я могла бы заниматься «для души». По профессии я психолог, и это помогает в проработке персонажей, их отношений друг с другом и различных многоходовок в сюжете.

– Когда вы начали писать?

– Еще в детстве, но это все было несерьезно. Просто я всегда любила придумывать истории. Уже в старшей школе писательство начало меня по-настоящему увлекать. В то время мне было очень сложно найти книгу для чтения, которая бы меня полностью поглотила. «Гарри Поттер» не в счет. Поэтому я решила так: если нет книги, которую я бы с удовольствием прочла, почему бы самой ее не написать?

– Вы создаете книги в жанре фэнтези. Как и почему вы выбрали именно этот жанр?

– Просто мне всегда нравилось фэнтези. Сейчас я «всеядна», поглощаю практически любую литературу, но фэнтези всегда любила больше всего. Вымышленные миры, полные магии и приключений – это определенно мое.

– На Rideró у вас с 2016 года опубликовано 10 книг. Это довольно много! Как вам удается столько писать?

– Десять книг – это далеко не предел! На самом деле, их гораздо больше, просто не все выкладываю: над некоторыми работа еще не завершена. Знаете, пару лет назад мне повезло присутствовать на встрече с Ником Перумовым в «Доме книги на Арбате», и тогда он сказал замечательную фразу: «Мне не хватит всей жизни, чтобы написать все, что я задумал». Я его очень хорошо понимаю! Столько идей роится в моей голове, что я только успеваю их записывать! Конечно, не все из них становятся книгами. Некоторые так и остаются разрозненными заметками на полях. Но иногда эти заметки могут очень пригодиться в какой-нибудь сложный момент планирования очередного сюжетного поворота.

Сколько времени вы тратите на создание одной книги?

– Сложно сказать. Иногда история увлекает меня настолько, что я могу написать ее буквально за неделю-две. Некоторые истории требуют больше времени. Все зависит от моего личного плана: какая книга, о чем, какого объема, что лично меня в ней цепляет. Если цепляет сильно – время находится. По жизни я очень неусидчивый человек. Я быстро вспыхиваю, загораюсь какой-нибудь идеей, но точно также быстро сдуваюсь. Писательство для меня стало потрясающей тренировкой силы воли: есть идея – садись и пиши.

– Что помогает вам сохранять творческую активность и вдохновение? 

– С творческой активностью есть большие проблемы. Сначала мне нужно заручиться поддержкой постоянного Муза – я пишу фэнтези, и значит, я просто обязана была завести эфемерного мужчину, который будет вдохновлять меня на творческие свершения. Но не менее важно превратить случайное кочевание «пришло вдохновение – ушло вдохновение» в постоянную работу. Раньше мне нужен был мощный источник вдохновения, чтобы начать что-то писать.

Сейчас это уже результат тренировки и работы над собой.  Выдрессировала себя, так сказать. Вдохновение – это важное обстоятельство, но не очень надежное, если хочется писать больше и чаще.

– У вас есть какие-то свои писательские привычки и ритуалы? 

– Ритуалы мои не слишком уникальны. Я пишу в основном по утрам, моя продуктивность лучше именно в это время дня. Обожаю кофе. Если не пишется, потому что погода плохая или просто вдохновение улетело в отпуск, то я использую этот проверенный прием: любимый кофе, необходимая для настроя музыка – и поехали!

– А какие-то популярные сейчас писательские техники вроде «Утренних страниц» используете?

– Нет, не использую. Как я понимаю, «Утренние страницы» предполагают свободное письмо – пишешь все, что приходит в голову. Подобная техника мне совершенно не подходит. Я привыкла писать книги строго по сюжетной линии. Если даже я знаю, что будет в конце, я должна пройти этот путь с героями от начала и до конца, не перескакивая через главы, страницы и абзацы. Если уж я берусь писать, то делаю это последовательно и целенаправленно.


– Как вы представляете себе своих читателей, какие они? 

– Мне кажется, что моими читателями могут стать и часто являются совершенно разные люди. Я стараюсь рассказывать истории, наполненные множественными смыслами, взаимоотношениями между людьми, духами, вампирами и прочими фэнтезийными персонажами, которые в первую очередь так похожи на нас. В моих книгах есть детективная составляющая, крутые и неожиданные сюжетные повороты. Поэтому мои истории могут быть интересны всем. По крайней мере, это мое видение.


– Судя по продажам, ваше творчество пользуется успехом у читателей. Почему вы выбрали именно Rideró и формат самиздата? 

– Мне нравится работать с вашим замечательным порталом по очень многим причинам: он удобный и простой в использовании. Очень удобный функционал: интуитивное управление, возможность оформить свои книги в необычном стиле, подобрать шрифт, поработать с главами. Конечно же, мне интересно сотрудничество и с традиционными издательствами. Я открыта для предложений, если они будут.

 
– Что вы делаете для того, чтобы ваши книги хорошо продавались? Как занимаетесь их продвижением?

– Я понимаю, что продвижение книги – это необходимость. Но я автор до мозга костей. Мне сложно заниматься вопросами продвижения, сложно предлагать кому-то свои книги. Честно говоря, я очень стеснительная. Я просто веду свою группу во «Вконтакте» и безмерно радуюсь каждому новому читателю. Стараюсь наполнять свое сообщество полезной информацией, юмором и важными новостями про мои книгами. Трудно сказать, помогает ли это продажам, я не очень хороший маркетолог. Но я заказывала услугу «Продвижение» на Rideró для двух моих книг, и в тот период динамика прочтений и продаж была очень хорошей. Мне понравилась и подробная статистика в рамках услуги – очень удобно и прозрачно. Хотя мне и обычная статистика нравится.

Еще я участвовала вместе с Rideró в Московской книжной ярмарке (ММКЯ). Это был очень необычный опыт. Видеть свою книгу напечатанной, в обложке – это непередаваемо! Я оплатила заочное участие, поскольку была занята на работе и не знала,  смогу ли присутствовать на выставке, хотя живу в Москве. Оставшиеся экземпляры были доставлены мне домой, и я их разыграла в своей группе. Думаю, участие в таких крупных мероприятиях тоже приносит свои плоды и помогает книгам найти своих читателей.


– Что вы могли бы посоветовать тем, кто только начинает публиковаться?

– Думаю, главное – это делиться книгой с читателями. Публикация – это уже отличный первый шаг. Просто написать книгу недостаточно – важно понять, как на нее реагируют читатели. А как это узнать, если книга останется лежать «в столе»? Не останавливайтесь на достигнутом и любите свое дело. Звучит, возможно, банально, но это так: без любви невозможно написать истории, которые найдут отклик в душах других людей.

С этим читают

Катерина Михалева-Эгер — социолог моды, магистр экономики (МГУ им. Ломоносова; London College of Fashion), кандидат социологических наук («Мода как социальный институт»), автор научных и научно-популярных статей и книг, посвященных вопросам ... Читать далее

В январе издательскому сервису Rideró исполнилось 10 лет. Алексей Кулаков, сооснователь сервиса, директор digital-агентства JetStyle, эксперт в области UX-дизайна, цифрового маркетинга и развития интернет-продуктов, рассказал, с чего начинался Rideró, как ... Читать далее

Янина Корбут — журналист, переводчик, автор иронических детективов, член Союза Писателей Беларуси. Путь Янины как автора начался в 2020 году. Будучи в декретном отпуске, она подписалась на рассылку Rideró с ... Читать далее

Дарья Гребенщикова родилась в Москве. Окончила постановочный факультет Школы-студии МХАТ, долгое время проработала сценографом театра «Ленком» в эпоху его расцвета — с Марком Захаровым, Евгением Леоновым, Александром Абдуловым и другими ... Читать далее

Показать больше записей