«А писатель пусть витает в облаках и придумывает»

«Ошибкариум» — языковой проект, подробно описывающий ошибки в текстах: синтаксические, орфографические, логические. В «Ошибкариуме» автор может проверить, замечает ли он ошибки, и найти необходимые учебные материалы. А редактору проект позволит сэкономить время на объяснениях для автора. Вместе с Тимуром Аникиным — редактором, преподавателем, автором книги «100 вопросов про твой текст» и создателем сервиса «Ошибкариум» — мы запустили бесплатную рассылку «Работа над ошибками», которая поможет вам сделать ваш текст лучше. Обсудили с Тимуром, какие ошибки портят хорошие книги и как от них избавиться.

— Нужен ли «Ошибкариум» тем авторам, у кого была «пятерка» по русскому в школе?

— «Пятерка» не говорит об идеальной грамотности даже в школе, не то что много лет спустя. У меня тоже была «пятерка», но по запятым иногда промахиваюсь, поэтому, доделав очередной онлайн-курс, плачу корректору. Помимо этого, в «Ошибкариуме» есть ляпсусы, которые школьные педагоги обходят — «слабые начала», «неудачные образы», глагольные тройки, разные виды речевой избыточности. Слой «языковой выразительности» школу, увы, не очень интересует.

— Какие ошибки — самые распространенные? А какие — самые ужасные?

— Очень много неряшливости и проблем со знаками препинания. Правила по запятым слишком объемны, и ярко видно, что русский — не язык правил, а «язык исключений из правил». Про ужасное же — дело личного вкуса. Я вот не люблю штампы, так как они способны испортить хороший, в общем-то, текст, а объяснять отличие штампа от не-штампа — настоящая головная боль. Падежные цепи корежат стиль очень сильно, делают его бюрократическим и даже смысл прячут. Таким же образом бюрократизируют лишние громоздкие предлоги, пассивный залог. Когда все это собирается вместе, человек начинает писать как малограмотный следователь, печальное зрелище.

— Как, пользуясь сервисом «Ошибкариума», автор может сам улучшить свой текст?

— Ему понадобится отстраниться от своего текста, посмотреть на него как будто чужими глазами. Если так сделать получается — отлично, замечаешь неровность, находишь, в какой ячейке «Ошибкариума» она описана, добавляешь в список «Мои ошибки». Когда есть время и силы, возвращаешься к этому списку, внимательно читаешь описание ошибки и, может быть, дополнительные материалы. Это поможет в дальнейшем избегать изученной ошибки.

Если самого себя диагностировать сложно, в команде «Ошибкариума» есть редакторы, которые могут показать, подсказать, поддержать.

— Были ли в вашем опыте истории, когда из плохого текста получался отличный только за счет редактуры? Возможно ли это?

— Если переписывание половины, а то и двух третей текста — тоже «редактура», то да, возможно, и примеры были. Качество текста — сложный параметр. Есть, как я уже сказал, «выразительность»: образы, риторические приемы, стилистические ухищрения. Отдельна от нее «содержательность»: отбор фактов, логика, структура, в общем, удовлетворение информационного запроса. Некоторые информационные тексты, например, «отличные», хотя особой языковой выразительности там нет и не требуется. А еще есть базовая грамотность, соблюдение четко прописанных языковых правил. «Ошибкариум» на 75% про грамотность и на 25% про другие два слоя.

— Кому из великих русских писателей или наших известных современников пригодился бы «Ошибкариум»?

— Современников я читаю не так много и, по очевидным причинам, предпочитаю тех, кто с ошибками уже расправился. Всяким фантастам-про-попаданцев и прочему pulp fiction точно бы стоило над языком поработать. Из известных… ну, скажем, у Дарьи Донцовой на каждую страницу книги приходится минимум 20 штампов, только ее вряд ли это беспокоит, штампы — основа ее бизнес-модели. Некоторым писателям важнее всего, чтобы написанное было популярно, а плохо написано или хорошо… да какая разница, если читателю плевать на все, кроме фабулы! Им «Ошибкариум» явно не нужен.

С великими же проблема в том, что они писали на языках других эпох, поэтому нужно сначала сделать несколько ретро-«ошибкариумов», которые будут местами друг другу противоречить. Языковая нормативность же подвижна. И раз эпитетом «великий» писателя обычно награждают за создание чего-то принципиально нового, за синтез, то я бы анализом ошибок озадачивал не его самого, а его редакторов/издателей :) А писатель пусть витает в облаках и придумывает.

С этим читают

Вся информационная продукция в России регулируется Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (ФЗ от 29.12.2010 № 436-ФЗ). Согласно этому закону ко всем книгам применяется ... Читать далее

Литературные журналы всегда были культурным ориентиром для русской интеллигенции. Публикация в журнале и сегодня остается подтверждением писательского мастерства и таланта. Литературные издания открывают писателю двери в профессиональное сообщество, знакомят с ... Читать далее

Уже пять лет мы дружим с мастером детектива Антоном Чижом. За это время случилось много полезного: прошел курс для писателей с обратной связью, появился популярный импринт «Новый русский детектив», для ... Читать далее

Школа писательского мастерства Creative Writing School 20 марта запускает мотивирующую рассылку для писателей, которым не хватает вдохновения! Кто хотя бы раз пытался написать художественную вещь, тот знаком с «параличом» воображения ... Читать далее

Показать больше записей