«Все самое интересное – оно в реальной жизни»

Мария Сорока – писатель, журналист, автор Ridero и книги «15 ветреных лет», посвященной истории рок-группы «7Б». Время в изоляции, возможно, самое подходящее, чтобы начать работу над большой биографией – человека или команды. Мы вынуждено остаемся в стенах дома и можем писать больше чем раньше, систематизировать старые записи, фотографии, и даже работать удаленно по запросу с библиотеками и архивами. Мы попросили Марию рассказать о своем опыте работы с библиографическим жанром в рамках «Лаборатории воспоминаний» – нашего совместного проекта с Музеем истории Екатеринбурга, который, кстати, тоже сейчас проходит онлайн, и рады поделиться этим интервью со всеми, кому оно может быть полезно:

– Что вы думаете о проекте «Лаборатория воспоминаний» и его перспективах?

– Изучение истории и архитектуры городов сегодня однозначно в тренде. Как и многие, я слежу за пабликами, покупаю книги, посвященные этим темам – поэтому перспективы вижу самые хорошие. Спасибо, что пригласили в состав преподавателей – было приятно поделиться опытом работы над биографией. Надеюсь, мои наблюдения и лайфхаки помогут участникам проекта создать хорошие книги. 

– Как вам пришла идея рассказать биографию группы «7Б»? Как вы договорились об этом с музыкантами?

– Такой цели не было, все сложилось само собой. Однажды я отправила Ивану Демьяну (фронтмэну «7Б») свои рассказы – почитать, оценить. Ему понравилось. Ваня предложил поработать вместе над сборником рассказов по его сновидениям, потом проект трансформировался в работу над биографией группы. «Сборник снов» остался – но в качестве одного из разделов книги «15 ветреных лет».

– Что было самым сложным в работе над этой книгой? Сколько времени ушло на ее написание? 

– Это была долгоиграющая история: между обсуждением идеи и изданием прошло несколько лет. Работа шла активно, но периодами, поэтому сложно посчитать. Когда стало известно, что Захар Прилепин берет книгу в свою серию, потребовалось срочно актуализировать рукопись, и я за месяц изменила, наверное, треть книги или больше – это был самый напряженный момент.    

– Как случилось так, что вы попали с этой книгой в серию «Захар Прилепин рекомендует»?

– Здесь прямо-таки пророческим стало слово «Соль»: незадолго до того, как все закрутилось, я написала его в одном тексте – почти не к месту, въедливым капслоком, а потом Иван Демьян пришел на одноименную передачу к Захару Прилепину. На записи эфира зашла речь о биографии, о рукописи, которая на тот момент была практически готова. Захар сказал, что поможет с ее изданием. Сказал – сделал.

– Что должен понимать автор, который берется впервые за биографический жанр? Что его ждет?

– Создание биографии – это не только про литературу, но и про журналистику. Автору нужно быть готовым к работе с разными источниками информации, с героями, искренне хотеть этим заниматься – чтобы получилась не «вариация на тему» или «художественное осмысление», а максимально достоверный яркий текст. Потому что все самое интересное – оно в реальной жизни.

– Какие биографии известных людей вы бы рекомендовали как образцовые? Можете составить свой список для чтения «в изоляции»?

– Приведу книги, которые рекомендовала слушателям «Лаборатории воспоминаний». Стилистически они абсолютно не похожи друг на друга, но каждая крутая и успешная. Во-первых: мировой бестселлер 2019 года «Becoming. Моя история» – повествование Мишель Обама о жизни в гетто и в Белом доме. Во-вторых: скрупулезное исследование Максима Д. Шраера «Бунин и Набоков. История соперничества». В-третьих: романы-монографии о знаменитых художниках Анри Перрюшо – например, «Жизнь Тулуз-Лотрека». Изучите их и поймете, что сделать хорошо можно разными путями.

– Как вы сами проводите время карантина? Удается ли вам писать что-то новое сейчас?

–  Ответственно соблюдаю режим самоизоляции и стараюсь проводить время с пользой. Буквально в последнюю неделю перед его началом успела съездить на Байкал, так что есть вдохновение и новые идеи. Например, мы с подругой, художницей Татьяной Казаковой, начали выкладывать в инстаграме сказки с акварельными иллюстрациями (#СказкипроКикимору) – вот такое развлечение: и для нас, и для всех скучающих в карантине. Непонятно, что в мире будет дальше, но времени для чтения у людей точно стало больше.   

С этим читают

Катерина Михалева-Эгер — социолог моды, магистр экономики (МГУ им. Ломоносова; London College of Fashion), кандидат социологических наук («Мода как социальный институт»), автор научных и научно-популярных статей и книг, посвященных вопросам ... Читать далее

В январе издательскому сервису Rideró исполнилось 10 лет. Алексей Кулаков, сооснователь сервиса, директор digital-агентства JetStyle, эксперт в области UX-дизайна, цифрового маркетинга и развития интернет-продуктов, рассказал, с чего начинался Rideró, как ... Читать далее

Янина Корбут — журналист, переводчик, автор иронических детективов, член Союза Писателей Беларуси. Путь Янины как автора начался в 2020 году. Будучи в декретном отпуске, она подписалась на рассылку Rideró с ... Читать далее

Дарья Гребенщикова родилась в Москве. Окончила постановочный факультет Школы-студии МХАТ, долгое время проработала сценографом театра «Ленком» в эпоху его расцвета — с Марком Захаровым, Евгением Леоновым, Александром Абдуловым и другими ... Читать далее

Показать больше записей