«Опытом всякого хорошего путешествия хочется поделиться»

Среди авторов Ridero есть люди самых разных и очень интересных специальностей. Иван Кузнецов – аутдор-редактор, смотритель гор в Доломитовых Альпах, гид, автор книг «Тропа, которую проложил я» и «Я приезжаю», посвященных теме путешествий. Поговорили с Иваном о том, что общего у творчества и туризма, о том, каким должен быть идеальный травелог и о большой писательской мечте.

— Иван, кто такой аутдор-редактор?

— Хороший вопрос. Это как футбольный или музыкальный редактор/журналист/автор, только про активный отдых (от англ.: outdoor — на открытом воздухе, дословно: за дверью). Да, есть такая профессия! Просто по-русски так звучит короче и проще, чем «редактор, специализирующийся на активном отдыхе».

К аутдору относятся походы, велосипед, скалолазание, сплавы на байдарках, серфинг, яхтинг — и еще много всего! От обычного спорта — например, бега — их отличает то, что активным отдыхом занимаются не в городе и не в помещениях, а на природе — «за дверью». Часто это довольно экстремальные виды спорта. Но сюда относят также рыбалку, собирание грибов и ягод, конные прогулки, даже просто пикник за городом и прочие менее трудозатратные активности — я называю их «пассивными».

Аутдор — это не только про спорт. Он тесно связан с экологией и всем, к чему сегодня стало модно добавлять приставку «эко»: экотуризм (ответственные путешествия на природу и по сельским территориям), устойчивое развитие, просто здоровый и минималистичный образ жизни без чрезмерного потребления чего бы то ни было: вещей, пищи, контента.

— Раньше вы называли себя тревел-редактором. Что изменилось?

— Тревел-редактор — тот, кто пишет про путешествия в целом. На седьмой год в журналистике я вдруг понял, что городские достопримечательности, дешевые авиабилеты и тому подобное — мне теперь неинтересны. Более того, 2/3 моих интервью и других публикаций — я специально подсчитал — и так были именно на эти темы, а не о путешествиях. В этом году я набрался смелости и переименовался в аутдор-редактора. «Как лодку назовешь».

— Почему путешествовать на природу лучше, чем в города?

— Раньше я тоже любил города — пока не переехал из Нижнего Новгорода в Санкт-Петербург, где природа ближе. В Нижнем кроме набережной Волги и Оки и пойти некуда. Плюс северная природа — красивее. В Питере и стал ездить за город: ходить походы, путешествовать по деревням в Ленобласти и соседней Карелии.

Такие путешествия более глубокие и насыщенные, чем по городам, они сильнее меняют жизнь. Еще и потому, что большинство из нас живет в крупных городах вроде Москвы, Санкт-Петербурга или Екатеринбурга и выбраться на природу — все еще событие. Для кого-то — даже в Питере и на Урале.

Я все время удивляюсь: несмотря на все эти новые возможности и сервисы для путешествий в формате аутдора и экотуризма вроде Airbnb или BlaBlaCar (речь про общение с местными жителями), которые у нас появились, в своем большинстве люди по-прежнему путешествуют по городам и пассивно, и даже в формате пакетных туров «все включено». Какой тут аутдор?! 

Можно сказать, как редактор и журналист (а это социально значимые профессии), я искренне за то, чтобы больше людей занималось активным отдыхом на природе.

— Нашла у вас интересную мысль о том, что активный отдых/спорт и творчество — одно и то же. Почему?

— Я понял это, когда работал первый год в экотуризме в Доломитовых Альпах и даже придумал собственное определение творчеству в широком смысле — это умение придумывать себя, преодолевая всевозможные трудности. Так же, как в горном походе — нести тяжелый рюкзак, зная, что впереди неделя пути. Терпеть жару и жажду. Ориентироваться в незнакомой местности. Справляться с чувством одиночества или, наоборот, помогать товарищам по группе.

Кто ходит в походы знает, что иногда ты буквально рождаешься заново, открываешь в себе скрытые внутренние резервы и новые стороны характера, когда кажется, что сил идти больше нет, но они обязательно находятся. И вот ты, заново родился — как после хорошей бани или сауны! И я подумал: почему в походах так, а в обычной жизни нет?! Это ведь так здорово — быть сильнее, чем ты есть, быть самим собой. Почему в походах мы вообще более настоящие, а в городах — нет?!

Между жизнью в городе и горными походами вообще легко проводить параллели. Например, извилистая и иногда тернистая тропинка — чем не карьерный или творческий путь?! Куда он тебя приведет?! По тому ли пути ты вообще идешь или потерялся?! Гуляя по горам, смотришь на жизнь со стороны. Жизненные проблемы кажутся меньше, чем есть на самом деле. Да и вообще, по сравнению с горами или бескрайними лесами — все меньше.

Самое главное — путешествуя на природу в формате активного отдыха и экотуризма, просто нельзя не осмысливать жизнь творчески. Вокруг так красиво, что хочется стать художником, начать писать пейзажи. Ну или сделать не просто красивые фотографии, а очень красивые — такие, что понравятся всем твоим друзьям. В голову лезут стихи и проза. Ты начинаешь насвистывать мелодии под пение птиц. Никакой Apple Music с его миллионами композиций не нужен! Я, кстати, его удалил, как и весь свой музыкальный архив на айподе.

Опытом всякого хорошего путешествия хочется поделиться, а в формате активного отдыха — еще больше, чем рассказами о городских путешествиях. После походов хочется заняться чем-то более творческим — тем, что нужнее и полезнее людям.

— Например?

— В моих походах были случаи, когда люди меняли профессию и образ жизни. Например, одна девушка работала в клиентском сервисе в банке, а стала физиотерапевтом, хотя в походе жаловалась на то, что ей трудно идти по горам и пошли они к черту. Многие переезжают из больших городов в населенные пункты поменьше и поближе к природе. Да я и сам до того, как стать редактором, семь лет работал на заводе (в отделе рекламы и маркетинга) и жил в Петербурге. Но после Италии понял, что больше не могу.

При этом я не говорю, что работать в банке или продажах и жить в мегаполисе — плохо. Кто-то — отличный продажник, а кто-то —сотрудник банка. И им достаточно выбраться в лес несколько раз в году. Или они любят рыбалку и баню, а не походы. Суть в том, чтобы заниматься своим делом и жить там, где нравится. Смысл жизни вообще в том, чтобы себя придумать, а не примерить одну из готовых общественных ролей, если только она вам действительно не нравится. Все.

— Перейдем к книгам. Как написать идеальный травелог? Какая книга в этом жанре ваша любимая?

— Так же, как и любую другую идеальную книгу — никто не знает формулу.

Учитывая мировой и уже российский тренд на экотуризм, я бы сделал так: поехал бы на полгода или год пожить в какую-нибудь деревню и ходил бы вокруг нее по горам и лесам, а не менял страны пачками на пути вокруг света, теснее общался с 10 местными жителями, а не искал поводы для встреч с сотнями новых знакомых. Ну и так далее. За рубежом или в родной стране— ехать за интересной историей далеко не обязательно. 

Пока будете жить в деревне, каждый день ведите дневник, путевые заметки или пишите письма друзьям и близким. Но лучше не блог — об этом дальше. Потом из них можно сложить книгу — это проще, чем писать ее совсем с нуля.

Когда книга будет готова, найдите хорошего тревел-редактора, который посмотрит на книгу со стороны и даст ценные советы. В путешествиях все кажется интересным, но не весь ваш опыт будет интересен и нужен читателю — важно уметь редактировать и отсекать лишнее. Я до сих пор не правил структуру своей книги, хотя опубликовал ее шесть лет назад. Благо Ridero это позволяет. Но так лучше не делать — лучше писать новую. Просто у меня не было редактора.

Наконец оформление. Я бы не старался впихнуть в книгу 10 000 фотографий. Достаточно 10. Чтобы у читателя работало воображение. Книги пишут для этого.

Посмотрите сами: все главные травелоги, которые ассоциируются с этим жанром — такие же. Тут я не буду оригинален: конечно, это «В Патагонии» и «Тропы песен» Брюса Чатвина — первого авторов травелогов. После него книги о путешествиях стали называть именно так, хотя еще греческие философы увлекались этим жанром.

Кстати, у Чатвина всего две книги, а не десятки, как, например, у Поля Теру — другого известного автора, которого читать, на мой взгляд, скучно, да и у Чатвина мне больше нравится книга про Австралию, чем Патагонию.

Что касается любимой книги, то однажды я сам задал такой же вопрос в интервью с любимым автором-номадом — Мариушем Вильком. Это польский писатель, который прожил 20 лет на Русском севере и написал о нем шесть книг. Две его книги — «Тропами северного оленя» и «Дом над Онего» — мои любимые. Еще и потому, что я сам из этих краев.

А Мариуш ответил, что его любимая книга — «Употребление мира» французского автора Николя Бувье (“L’Usage du monde”, Nicolas Bouvier). У нее нет перевода на русский, но есть английская версия на «Амазоне» .

— Чем собственная книга может быть полезна профессиональному путешественнику и гиду?

— Если говорить о популярности, заработках на книгах и писательстве, как профессии, то сегодня полезнее вести блог в инстаграме или еще лучше — канал на ютьюбе. И продавать там рекламу. Или вот организовывать свои путешествия, как многие тревел-блогеры — зарабатывать и другими путями.

Но книги — тоже полезны. Просто сегодня они превратились в некую статусную вещь. Писать и издавать книги по-прежнему круто, престижно и здорово. Почему?

Книги пишут не все — это говорит о том, что вы, наверное, хорошо разобрались в вопросе — а значит эксперт (еще одно популярное сегодня слово).

Быть не просто блогером, каких сотни, а автором книги — значит выделяться в общей массе таких же, как вы. Написать книгу о путешествиях проще, чем другие. Тревел-авторов много, выше конкуренция за читателя. 

Если речь о путеводителях, то книга также помогает собрать всю накопленную информацию по каким-то вопросам в одном месте. Читать книги удобнее, чем просматривать блоги — особенно, в социальных сетях, которые про «сегодня». Книги можно перечитывать.

Гидам я бы рекомендовал писать авторские путеводители. Сегодня они тоже в тренде. Удивительно, но среди русскоговорящих гидов почти никто этого не делает. Но только о тех местах, где они живут или прожили как минимум год на правах местного (год — чтобы увидеть весь цикл природы). Гидам «и тут и там», я не очень доверяю. Для меня лучшие гиды — местные жители. И это тоже относится к экотуризму — так вы лучше узнаете и поддерживаете местные сообщества, а не спонсируете компании и отдельных людей, которые на них зарабатывают, а не помогают развиваться. 

— А если не ради славы и денег. Для чего еще писать книгу?

— Писательство — лучше, чем что бы то ни было помогает осмыслить собственный жизненный опыт. Как говорит Мариуш Вильк, когда пишешь — путешествуешь во второй раз по тем же жизненным тропам. И путешествие это — даже более значимое, чем буквальное, потому что смотришь на себя со стороны, замечаешь то, что ускользало от внимания в конкретном моменте. Писать — это тоже путешествовать.

Но и здесь та же разница: блоги пишутся быстро и сиюминутно. Книги — вдумчиво и навсегда. Я за вдумчивость.


— А как появились ваши книги?

— Первую книгу «Тропа» я написал вышеназванным методом — о том, как работал (и работаю) смотрителем гор в Доломитовых Альпах. Опять же: это был настолько крутой опыт, что я просто не мог не зафиксировать его на бумаге, поделиться им с другими.

Вторая моя книга — первый на русском языке сборник интервью с известными путешественниками «Я приезжаю». В книге 40 интервью и 55 героев, включая меня самого. Я целенаправленно записывал их два года, чтобы показать, что путешествовать — не буквально ехать куда-то, это можно делать сотнями разных способов: от волонтерства в Альпах до занятий наукой, творчеством и спортом.

Книгу я написал еще и потому, что моя работа гидом в Доломитах — на волонтерских началах, изначально это был волонтерский проект, который я просто решил продолжать. Журналистика и редактура — то, чем я на самом деле зарабатываю на жизнь каждый день. Не стал писателем и профессиональным гидом, но стал редактором.

— О чем будет следующая книга?

— Следующие две книги — путеводители с готовыми пешими маршрутами по Доломитам и дикой Финляндии — это моя первая любимая страна. За шесть лет я написал больше 20-30 статей о каждом регионе и вот наконец решил собрать их в одном месте.

Но вообще у меня около 10 почти готовых подобных книг из журналистских и не только текстов: другие сборники интервью (всего я записал их больше 130 в разных рубриках для разных изданий) и статей. Руки не доходят оформить в Ridero, хоть это и очень удобно!

Отдельной книгой скоро издам эссе «Что такое путешествие» — тоже на примере Финляндии. Все задаются этим вопросом. Мне кажется, что в свою первую поездку в Хельсинки я нашел на него ответ — хочу поделится открытием с миром. 

Мечтаю однажды написать Большую книгу. А чем — тоже давно знаю, а вот какой она будет — нет. И чтобы она стала бестселлером и чтобы ее перевели на все существующие языки. Я хочу этого где-то с 7 лет, как научился читать и писать.

Но чем больше пишу, тем лучше понимаю, что книга может быть на одной странице или вообще из одной буквы. В семь лет я хотел провести жизнь за писательским столом и разъезжать по миру с презентациями, но теперь точно не собираюсь тратить на это годы. «За дверью» еще более удивительный мир, чем на бумаге, а путешествовать можно куда более простыми и интересными способами, чем писательские туры.

Быть собой каждый день — важнее, чем мечтать о писательском призвании.

Фотография с сайта https://kunavithewriter.com/

С этим читают

Катерина Михалева-Эгер — социолог моды, магистр экономики (МГУ им. Ломоносова; London College of Fashion), кандидат социологических наук («Мода как социальный институт»), автор научных и научно-популярных статей и книг, посвященных вопросам ... Читать далее

В январе издательскому сервису Rideró исполнилось 10 лет. Алексей Кулаков, сооснователь сервиса, директор digital-агентства JetStyle, эксперт в области UX-дизайна, цифрового маркетинга и развития интернет-продуктов, рассказал, с чего начинался Rideró, как ... Читать далее

Янина Корбут — журналист, переводчик, автор иронических детективов, член Союза Писателей Беларуси. Путь Янины как автора начался в 2020 году. Будучи в декретном отпуске, она подписалась на рассылку Rideró с ... Читать далее

Дарья Гребенщикова родилась в Москве. Окончила постановочный факультет Школы-студии МХАТ, долгое время проработала сценографом театра «Ленком» в эпоху его расцвета — с Марком Захаровым, Евгением Леоновым, Александром Абдуловым и другими ... Читать далее

Показать больше записей