На какой срок подписывать договор с издательством, чтобы оно успело выполнить все свои обязательства, а автор при этом ничего не потерял? Давайте разберемся.
Классический процесс издания книги довольно продолжительный. Издательству нужно многое успеть: провести корректуру и редактуру книги, создать обложку и иллюстрации, подготовить рекламную кампанию, напечатать тираж и развести его по торговым сетям. Но при этом издательства часто страхуются и вписывают в договор совершенно невыгодные автору сроки. Важно понимать, что передать права на книгу больше, чем на год, – фактически распрощаться с ней. Вот только самые распространенные опасности:
1. Заключение договора не всегда значит, что книгу обязательно напечатают. Издательство может не издавать книгу совсем. Все это время вы ничего не сможете сделать: например, опубликовать ее электронную версию самостоятельно, напечатать тираж, использовать в своей работе отрывки из книги… Она будет просто пылиться где-то в столе у редактора.
2. Обычно книги неизвестных авторов без агрессивной рекламы продаются медленно. Издательство может напечатать небольшой первый тираж и, увидев низкие продажи, не будет допечатывать книгу. В результате через несколько месяцев – год книга исчезнет из магазинов, и ее будет невозможно купить до окончания срока действия договора. Даже если вы за это время прославитесь.
3. Вам не позволят обновить книгу. Этот пункт особенно важен для литературы нон-фикшн: учебников, исследований, it- и бизнес-литературы. Информация постоянно меняется, появляются новые данные, а иногда старые становятся совсем не актуальны. Чем дольше ваши права будут у издателя, тем дольше вы не сможете обновить свое издание. Но никто не захочет покупать книгу, данные в которой устарели пять лет назад. А если у вас художественная книга, то за это время у вас могут появиться идеи, как ее улучшить — например, с помощью иллюстраций. Этого вам тоже не разрешат
«На три года в лучшем случае, в худшем на 5 лет можно о книге забыть. Сама совершила такую ошибку, а через пять лет, когда права вернулись ко мне, работа иллюстраторов стала так дорога, что никаких денег не хватит оплатить. А это были детские книжки, где без иллюстраций просто работа не имеет смысла». – Любовь Сушко, автор Ridero
Если вы сохраните за собой права на электронную версию, то сможете дорабатывать книгу, вносить новые данные и выпускать актуальные версии. Более подробно об этом в этой статье.
Какие вопросы задать издателю:
Авторы успешных книг в жанре нон-фикшн очень много внимания уделяют выбору обложки. И они правы. Обложкам художественных книг достаточно просто создать настроение в сознании читателя. Тогда как обложка научно-популярного или ... Читать далее
Нет такого автора, который не сталкивался бы в своей работе с критикой. В Интернете ситуация еще сложнее. Негативные отзывы могут оставлять не только читатели, но и хейтеры — люди, которые ... Читать далее
Эффектная обложка – большой вклад в успех книги. Важен не только привлекательный дизайн с гармоничным расположением текстовых и графических элементов, но и «универсальность» обложки: книга должна смотреться идеально как в ... Читать далее
Школа писательского мастерства Creative Writing School 20 марта запускает мотивирующую рассылку для писателей, которым не хватает вдохновения! Кто хотя бы раз пытался написать художественную вещь, тот знаком с «параличом» воображения ... Читать далее