Пишущие и читающие люди, как правило, делятся на два активно враждующих лагеря. Одни считают, что писать надо чем проще, тем лучше. Другие считают наоборот – чем кудрявее, тем милее. Моя точка зрения подкреплена не только авторским опытом, но и в первую очередь опытом педагогическим. Лаконичность сама по себе не самоцель. Можно написать текст, состоящий из одних назывных предложений, и это будет плохо. А можно написать довольно сложный плотный текст, где каждое предложение будет на две-три страницы, и текст будет прекрасным.
Мне кажется, что каждому автору стоит стремиться к ритмической выверенности каждой фразы. Эта ритмичность сама по себе создаст ощущение необыкновенной четкости вашего текста. Возьмите любого большого писателя. Все они обладают своим мгновенно узнаваемым стилем. И дело не в лексической узнаваемости. Лексически узнаваем, наверное, один лишь Платонов. Все остальные пишут более-менее одинаковыми словами. Но сочетание своей темы, своего собственного ритма и своего взгляда на мир и создает уникальный стиль. Если у вас будет своя тема, которая волнует лично вас больше всего. Если у вас будет ритмически выверенный язык. Если у вас будет свой персональный взгляд на мир, который вы создаете, то да – все три компонента вместе создадут уникальный узнаваемый стиль. С первого предложения (ну, может, со второго или третьего) будет ясно, что это пишете вы.
У каждого эта самая ритмичность своя. Для кого-то органично писать очень коротко и скупо, для кого-то – длинно и сложно. Но и в одном, и в другом случае ритм очень-очень важен.
Очень простой совет: каждое предложение читайте вслух, когда написали. Потом обязательно читайте вслух весь абзац целиком. Если вы услышите лишнюю фразу, или лишнее слово, или слишком длинное слово. Или даже лишний слог – меняйте! У вас не должны получиться стихи в рифму, но ритмически каждое предложение должно быть очень-очень-очень гармонично. Тогда любой ваш текст будет производить очень цельное и очень ясное впечатление. И неважно, насколько длинными и сложными или простыми и короткими будут ваши предложения. Следите за ритмом. Это большой-большой прорыв на пути к собственному стилю, а каждый из нас, пишущих людей этого и хочет – создать свой собственный узнаваемый стиль.
Источник: вебинар «Штампы: теория и практика борьбы» писателя, переводчика, редактора, лауреата премии «Большая книга» и преподавателя литературных мастерских Creative Writing School Марины Степновой.
Следующий курс Марины Степновой «Язык и стиль: как писать хорошо» начнется 20 января, не пропустите.
Художник, иллюстратор и писатель Софья Мироедова этой осенью опубликовала на Rideró свой графический роман «Гипнопедия». Это один из первых комиксов, выполненных в соавторстве с нейросетями. Мы поговорили с Софьей о ... Читать далее
Автор Rideró Алексей Абрамов рассказал нам, как он создал крауд-проект на платформе Planeta.ru и собрал деньги на издание своей книги «Подземелье в облаках». Далее текст пойдет от лица автора. У ... Читать далее
25 августа мы провели совместный эфир с писательницей Яной Вагнер. Обсуждали историю успеха ее романа «Вонгозеро» (18+), который перевели на 16 языков, номинировали на «НОС», а Павел Костомаров снял по ... Читать далее
Роман Яны Вагнер «Вонгозеро» (18+) перевели на 16 языков, номинировали на «НОС», а Павел Костомаров снял по нему сериал «Эпидемия» (18+). Скоро выйдет и киновоплощение детективного романа Яны «Кто не ... Читать далее