Как найти свой авторский стиль

Пишущие и читающие люди, как правило, делятся на два активно враждующих лагеря.  Одни считают, что писать надо чем проще, тем лучше. Другие считают наоборот – чем кудрявее, тем милее. Моя точка зрения подкреплена не только авторским опытом, но и в первую очередь опытом педагогическим. Лаконичность сама по себе не самоцель. Можно написать текст, состоящий из одних назывных предложений, и это будет плохо. А можно написать довольно сложный плотный текст, где каждое предложение будет на две-три страницы, и текст будет прекрасным.

Мне кажется, что каждому автору стоит стремиться к ритмической выверенности каждой фразы. Эта ритмичность сама по себе создаст ощущение необыкновенной четкости вашего текста. Возьмите любого большого писателя. Все они обладают своим мгновенно узнаваемым стилем. И дело не в лексической узнаваемости. Лексически узнаваем, наверное, один лишь Платонов. Все остальные пишут более-менее одинаковыми словами. Но сочетание своей темы, своего собственного ритма и своего взгляда на мир и создает уникальный стиль. Если у вас будет своя тема, которая волнует лично вас больше всего. Если у вас будет ритмически выверенный язык. Если у вас будет свой персональный взгляд на мир, который вы создаете, то да – все три компонента вместе создадут уникальный узнаваемый стиль. С первого предложения (ну, может, со второго или третьего) будет ясно, что это пишете вы.

У каждого эта самая ритмичность своя. Для кого-то органично писать очень коротко и скупо, для кого-то – длинно и сложно. Но и в одном, и в другом случае ритм очень-очень важен.

Очень простой совет: каждое предложение читайте вслух, когда написали. Потом обязательно читайте вслух весь абзац целиком. Если вы услышите лишнюю фразу, или лишнее слово, или слишком длинное слово. Или даже лишний слог – меняйте! У вас не должны получиться стихи в рифму, но ритмически каждое предложение должно быть очень-очень-очень гармонично. Тогда любой ваш текст будет производить очень цельное и очень ясное впечатление. И неважно, насколько длинными и сложными или простыми и короткими будут ваши предложения. Следите за ритмом. Это большой-большой прорыв на пути к собственному стилю, а каждый из нас, пишущих людей этого и хочет – создать свой собственный узнаваемый стиль.

Источник: вебинар «Штампы: теория и практика борьбы» писателя, переводчика, редактора, лауреата премии «Большая книга» и преподавателя литературных мастерских Creative Writing School Марины Степновой.

Следующий курс Марины Степновой «Язык и стиль: как писать хорошо» начнется 20 января, не пропустите.

С этим читают

Алексей Рязанцев, эксперт по продукту со специализацией по разработке и закупке потребительских электронных товаров в Китае, работает на китайском рынке с 2010 года. Написать первую книгу «Китайцы: руководство по применению» его побудило ... Читать далее

Анастасия Фокина — топ-менеджер в международных корпорациях, член присяжных финансистов Великобритании, FCMA (Fellow, Chartered management Accountant), основатель платформы Jungji Мы попросили Анастасию рассказать, как написание книги помогло ей найти выход ... Читать далее

Анастасия Арсенева — врач-гематолог, 16 лет практики в гематологии, популяризатор проблемы дефицита железа в современном мире. Автор трех научно-популярных книг по теме анемии и дефицита железа, две из которых стали ... Читать далее

Художник, иллюстратор и писатель Софья Мироедова этой осенью опубликовала на Rideró свой графический роман «Гипнопедия». Это один из первых комиксов, выполненных в соавторстве с нейросетями. Мы поговорили с Софьей о ... Читать далее

Показать больше записей