«Кот в лабиринте» Хелью Ребане

Ребане_интервью_ммквя_вк

Хелью Ребане – известная эстонская и русская писательница (публиковалась в журналах «Looming», «Noorus», «Вокруг Света», «Искатель», «Юность», «Смена»). Фантастика Хелью Ребане — психологическая и философская. В сборник «Кот в лабиринте» вошли её лучшие рассказы, про которые литературный критик Олег Комраков сказал: «В них видна способность заглянуть в человеческую душу и умение неожиданно повернуть сюжет». «Кот в лабиринте» — один из бестселлеров Ridero фестиваля «Красная площадь», на ММКВЯ встреча с Хелью Ребане пройдет 9 сентября, в субботу, с 13:00 до 14:00, в лектории Ridero.

Ridero: Есть ли в этом сборнике ваш любимый рассказ? Какой? Можете рассказать историю его создания?

Хелью Ребане: Рассказы – те же дети, любимы все, каждый по-своему. Но бывают дети выстраданные. «Не все деревья одинаковые», пожалуй. Не только его сюжет необычен, но, как мне кажется, удалось передать тоску по тому, что в жизни встречается очень редко. А история его создания – вся предшествовавшая жизнь. Флобер говорил, что роман невозможно написать, роман надо пережить.

R.: Чем вас привлекает жанр рассказов?

Х. Р.: Я – спринтер, на длинной дистанции выдыхаюсь. А иногда сам рассказ диктует, где поставить точку. «Убить друга» задумывался как детективная повесть. Сюжет у меня был полностью продуман: герой (антигерой) устраняет Марту и Алекса и женится на Кристине, а она… (пересказывать не буду, вдруг все-таки и такое напишу). Но когда села писать, «повесть» неумолимо превратилась в рассказ с неожиданным даже для меня концом.

R.: Как написать идеальный рассказ?

Х. Р.: Как вырастить ребенка идеальным человеком? И кто он – этот идеальный человек? От идеальной красавицы муж вдруг уходит к идеальной «серой мышке». Не бывает ни идеального убийства, ни идеального рассказа. Преступника рано или поздно все равно найдут. Читая рассказ, все равно кто-то будет зевать.

Просто хороший рассказ, как его написать? Он должен быть интересен. Кому? Почему бы не отмечать книги буквами «М» и «Ж»? Чтобы сразу было ясно, кому куда.

Ну, и дальше – как в случае скульптуры: пишете, затем берете эту глыбу, отсекаете лишнее. Если удалось сократить первоначальный текст на три четверти, восклицаете: «Ай да Иванов! Ай да…!» Ну, вы помните, как там дальше.

R.: Можете ли вы писать на заказ или только по вдохновению?

Х. Р.: Могу. И вы можете. В школе мы все писали сочинения на заказ.   

R.: Что вдохновляет вас писать?

Х. Р.: В первую очередь желание «остановить мгновение». Знаете, как у Фауста: «Остановись, мгновение, ты прекрасно». Но мне реализм дается труднее, чем фантастика. Длинноты – кошмар тех, кто хочет писать реалистические вещи. Постоянно ходишь на краю пропасти графомании. В этом отношении я довольна рассказом «Отдых профессора на даче» (другое название Sic transit), где, как мне кажется, получилось в небольшом объеме рассказать о многом.

R.: Можете ли вы поделиться необычными историями, связанными с вашим творчеством?

Х. Р.: О, да. Стоило мне написать рассказ «Моя голова», как я тут же через пару месяцев угодила в больницу имени Склифосовского, с моей головой. Лопнула аневризма. Спасибо медикам, спасли.

Встреча с Хелью Ребане пройдет 9 сентября, в субботу, с 13:00 до 14:00, в лектории Ridero (ВДНХ, павильон 75, зал А, стенд D36). Приглашаем!

Share This: