Опыт автора: от идеи до контракта с издателем за 365 дней

%d0%b2%d0%b5%d0%b1%d0%b8%d0%bd%d0%b0%d1%80-%d1%80%d0%be%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%b0-%d0%b1%d1%83%d0%b1%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%b0-13-%d0%b4%d0%b5%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d1%80%d1%8f-2016-%d0%b1%d0%bb%d0%be%d0%b3

Ridero все чаще становится стартовой площадкой для новых авторов и книг, а большие и маленькие издательства находят здесь потенциальные бестселлеры. Мы всегда рады, когда автору удается получить выгодный контракт на свою книгу. 1 декабря 2016 года в сети магазинов «Читай-Город» начались продажи первой российской художественной книги с обложкой дополненной реальности. Это научно-фантастический триллер «Гелиос. Жизнь после нас» Романа Бубнова, одного из авторов издательского сервиса Ridero. Роман – директор по маркетингу студии разработки мобильных игр, продюсер короткометражного кино, автор художественных и деловых книг. 13 декабря Роман проведет для пользователей Ridero вебинар «Опыт автора: от идеи до контракта с издателем за 365 дней», перед которым мы попросили его рассказать свою историю от замысла до книжных полок:

Р.Б.: История «Гелиоса» тянется с весны 2015 года. Я на тот момент уже лет пять мечтал создать собственную трансмедийную вселенную. Типа Игры Престолов, Звездных Войн, Аватара, Ведьмака, Кредо Убийцы и пр. Сначала родился рассказ-притча «Шесть дней на краю Вселенной» на 2 авторских листа. Показал историю знакомым, в т.ч. из индустрии кино. Всем понравилось, но резюмировали кратко: «мало». И я сел писать полноценный роман для «взрослой» аудитории. Через полгода была готова Часть 1 «Эффект Приона», а через еще три месяца Часть 2 «Территория Холода». Все вместе – одно большое цельное произведение на 15,5 авторских листов.

Благодаря Ridero получилось напечатать небольшую бумажную партию, которую я самолично развез по всем симпатичным мне издательствам Москвы.

Интерес проявили «Эксмо» и «Рипол-Классик». Изначально «Гелиос» должен был выйти планово в серии «Мастера рекомендуют» у «Эксмо» весной 2017. Но главный рекомендатель — фантаст Н.П., успевший дать мне много наиценнейших правок и советов, в августе этого года то ли  передумал, то ли еще что-то. Мне доподлинно неизвестно, что там в итоге произошло. Гигант Н.П., монстр «Эксмо» и небритый юнец Роман Бубнов, сопливый дебютант с рукописью в дрожащей руке. В общем, серию «Мастера рекомендуют» заморозили. На смену ей наметили серию «Кинороман», но в итоге и ее перенесли на неизвестный срок. Хочу отметить, «Эксмо» крайне уважительно и доброжелательно относится к новичкам. Вежливы, всегда отвечают на письма, не хитрят. Что было дальше. В то же время, в августе, мне позвонили из «Рипол-Классик» и предложили издаться у них. Я встретился со всей командой издательства, начиная с редакторов, заканчивая генеральным директором и мы ударили по рукам. Книгу поставили в план, выделили бюджет на тираж 3000 экземпляров. Но за пару дней до подписания лицензионного договора я передумал сам и отказался. Если кратко: мы не сошлись на видении маркетинга и продвижения.

Параллельно я познакомился с владельцем издательства «Селадо», которое успешно вывело полгода назад на рынок фантастический дебют «Роза и Червь» Роберта Ибатуллина. Встретились, выпили кофе, как белые люди.  «Понравились друг другу» и подписали договор. Книга была напечатана в начале ноября в Чехове и 1 декабря попала в магазины «Читай-Город». На очереди «Буквоед», потом Ozon и еще в пару сетей. Вот и все.

Отмечу, что над книгой в общей сложности потрудилось порядка 20 человек. Потрясающие талантливые художники, программисты (которые реализовали AR эффект), корректоры, бета-ридеры, верстальщики, консультанты по географии, телекоммуникациям, по биологии, редакторы и пр.

R.: Как Вы искали своего читателя?

Р.Б.: Я знакомился на презентациях и семинарах с людьми и прямо предлагал им почитать и покритиковать. Сегодня у книги есть посадочная страница, буктрейлер, группы в соцсетях. О ней говорят, ее рекомендуют, критикуют. Это называется PR.

R.: Почему издатель решил переиздать “версию Ридеро”?

Р.Б.: Издатель увидел, что в книгу уже вложено много сил, много времени и много денег. Он оценил качество, понял, что я «рискую», и решил «рискнуть» вместе со мной.

Для издателя книга – это продукт, который нужно продавать. А если “почва вспахана” — это сделать проще.

R.: Как изменилась книга при переиздании?

Р.Б.: Прежде всего появилась интерактивная яркая обложка с дополненной реальностью от известного питерского художника Алексея Андреева. Мы встретились с Алексеем в кафе в Москве и договорились, что обложка сама по себе уже должна быть произведением искусства. Так оно и получилось.

Момент, когда иллюстрация оживает на экране смартфона благодаря эффекту AR (дополненная реальность) – это вообще сказка.

Плюсом идет карта мира, ч/б концепт-арты и значительный литературный рерайт (сокращение лишнего), в ходе которого из книги ушло около 10-15% текста, описаний, расшифровок, сносок и пр.

R.:  Какие ошибки Вы допустили при первом издании книги, что бы Вы сейчас сделали по-другому?

Р.Б.:  Обязательно нужно готовый текст отдать профессиональному корректору. После первой печати я нашел более 100 описок, опечаток, речевых ошибок и стилистических погрешностей. После второй печати и исправлений нашел еще штук 30. Печатная книга читается более внимательно. Печатайте, перечитывайте, правьте. Это первое. Второе — нельзя экономить на обложке. Не надо рисовать картинку с помощью циркуля и линейки. Читатель не оценит. Это дурной тон. Я не буду раскрывать секрет, сколько стоит текущая обложка с AR эффектом. Очень дорого.

R.:  Какие возможности дает автору большое издательство и что автор должен делать сам всегда, вне зависимости от того, продвигает книгу он сам или издатель?

Р.Б.: Если вы идете «в серию», то обложку вам сделают стандартную и попросят «добить объем» в случае чего. Но если вне серии, вы вправе выпустить книгу такой, какой ее всегда себе представляли. Я бы посоветовал еще убрать мат, потому что читать его неприятно. Также удивительно, как много авторов настаивают на своем уникальном видении текста, и не прислушиваются к литературным редакторам. Советую отойти в сторону и позволить людям делать свою работу.

В случае с большим издателем будьте готовы ждать, причем ждать долго. Очень долго! Очень-очень долго! И будьте готовы, что вам однажды укажут на то, что ваша книга — это рыночная единица, которая с точки зрения экономики должна тупо отбить вложенные деньги.

То есть на каждый потраченный рубль, должен вернуться хотя бы червонец. Шучу. Портфель авторов всегда предполагает, что 30-40% не окупятся совсем, 30-40% сработают«в ноль», но зато оставшиеся 20% с высокой долей вероятности окупят все веселье, с которого можно будет заплатить всем зарплату и вам ваше скромное роялти. Поэтому при всей любви к себе и к своему внутреннему гению, помните, что вы простой начинающий ремесленник, а люди скорее купят намасленный пряный «калач» от Лукьяненко, чем сыроватый «крютон» от Васи Иванова.

Вебинар «Опыт автора: от идеи до контракта с издателем за 365 дней» состоится 13 декабря (вт) в 20:00 по московскому времени. Участие бесплатное, необходимо зарегистрироваться.

Share This: