Рецензия писателя и драматурга Льва Яковлева
на книгу Ланы Кузьминой
«Раздрай»

Это хорошо написанная проза. Профессиональная. Отлично выписаны портреты, характеры, привычки героев. Есть в них такая убедительность, которая вызывает доверие читателя. В наше время эти качества хорошей русской прозы, так сказать, занижены. Для писателей, которые пробуют себя на ниве изящной словесности, они становятся неважными. Но Лана Кузмина понимает, как это важно и даже необходимо. Понимает, что без этого вообще не стоит браться за перо.

Лежавшая в соседней комнате Лерка услышала, как, тяжело переставляя ноги, плетётся он в сени, гремит железной крышкой бака с водой и жадными глотками опустошает кружку за кружкой».

Или:
Лерка очень уж любила смотреть всякие заграничные шоу, в которых показывали богатую жизнь в далёкой Америке и выбирали лучшую модель страны, или лучшего дизайнера. Ещё были передачи с поварами со всех континентов. И везде удивительные женщины и мужчины, красивые как куклы, неестественные и странные. Лерка никогда не мечтала о той заграничной жизни. Разве можно мечтать о сказке? Если бы кто-нибудь сказал ей, что люди из тех шоу действительно существуют, она бы рассмеялась ему в лицо».

Обе цитаты блистательны. А последняя еще и удивительна. Она – о жизни простых людей, которым с трудом хватает средств. Вот это, как мне кажется, самая важная особенность рассказов автора. Как правило, нас знакомят с, так сказать, средним классом, детьми и взрослыми. Таким образом, трудная жизнь миллионов людей на окраинах остается за бортом. И мы теряем этого читателя. Он не верит, что хорошая жизнь существует на самом деле. А если верит, ему еще тяжелее жить своей жизнью.

Эти рассуждения, может быть, и были бы неуместны, если бы автору не удавались пронзительные психологические моменты, когда все переворачивается, и, например, уже известный нам неласковый дед вдруг поворачивает к нам с другой стороны.

«— Ты чего тут делаешь? — пробурчала Лерка.
— За тобой приехал.
— Ну, конечно! Врёшь!
— Чего мне врать-то? Сказал за тобой — значит за тобой.
— Ага, а вчера где был?
— Дела у меня были.
— Водку пил? — выпалила Лерка и сама испугалась сказанного, голову опустила.
Дед только захохотал, потрепал за ухо:
— С доктором разговаривал. Лечиться поедем.
— Куда? — спросила Лерка.
— В область, а не поможет, в Москву.
— А деньги откуда?
— Скопил немножко.
— На похороны?
— На похороны.
— А ты как же.
— Ничего. Как-нибудь похоронят. Не оставят на земле лежать.
Лерка заплакала:
— А вдруг меня не вылечат?
— Вылечат!
— Не вылечат!
— Тогда слепой останешься! — захохотал дед, и увидев изменившееся лицо внучки, добавил:
— Какая же ты, дурёха! — неуклюже обнял и прижал к себе. От него сильно пахло чесноком, немытой одеждой и ещё Бог знает, чем. И вот этот в общем-то неприятный запах показался Лерке самым родным и близким. И она вдруг поверила, что всё будет хорошо»
.

Вот почему эти рассказы нужны. Они оптимистичны, несмотря на жестокую правду жизни маленького человека в маленьком населенном пункте. Они вселяют в читателя веру, что и у него все будет хорошо.

Купить книгу