Чтобы история получилась счастливой, начинать ее нужно с конца. Так уж устроено, что любовные истории, как правило, заканчиваются раньше, чем заканчивается жизнь. Об этом в основном и пишет Наталья Беглова в своих рассказах. Каждый ее короткий рассказ — короткая история любви, наполненная мгновениями абсолютного счастья в начале и неизбежной болью утраты в конце.
Иногда это совсем мимолетное приключение, несбывшееся счастье, прерванная партия, как в рассказе «Эвридика и Орфей». Иногда история затягивается и затягивает героев в удушающую воронку безысходности, как в повести «Ледяной человек Отци». Пожалуй, только в рассказе «Казино» герой через много лет воссоединяется с любимой, но вряд ли можно назвать это воссоединение счастливым. Равнодушие Аниты, возлюбленной героя этой истории, ко всему вокруг, в том числе к «любимому», вызывает у рассказчицы оторопь.
На мой вкус, «Казино» — лучший рассказ сборника. В юной Аните проглядывают черты пленительной и загадочной роковой женщины, по которой мужчины сходят с ума во все времена. А появление немолодой и раздраженно бурчащей Аниты в последней сцене рассказа действует отрезвляюще, напоминая о том, что все внешнее, яркое, броское проходит и рассеивается как дым, когда ничем не наполнено изнутри. Но ведь этот дым был оптикой любящего, это через его оптику мы смотрели на Аниту в начале (для него этот дым, кстати, и не рассеялся вовсе), а в финале, мы смотрим на Аниту глазами рассказчицы, и о, сколько недоброго в ее взгляде. Можно и так повернуть. Во всяком случае, именно этот простой контраст и именно эта возможность разных его трактовок кажутся мне в рассказе живым и интересным моментом. А вот рассказ «Крестик», на мой взгляд, не самый удачный, особенно для рассказа, с которого начинается сборник: в нем не хватает нерва, слишком надуманным выглядит восприятие героиней найденного крестика как знака, чтобы разорвать отношения.
Наверно, можно было бы упрекнуть автора в том, что романтический флер, покрывающий отношения героев нежной дымкой, делает их истории не совсем правдоподобными. Чувства возрастных (пятидесятилетних?) героинь, которые находят короткое счастье в любви, описаны так, как могли бы быть описаны чувства юных девушек. А их воздыхатели (тоже возрастные) слишком уж рыцарственны. Но кто сказал, что это недостаток? Читательницам, которым хочется и даже необходимо вырваться из обычных будней, эти переливчатые туманные и нежные чувства напомнят, скорее, о легкости акварели. И в самом деле, сборник не лишен легкости, хотя истории в нем заканчиваются скорее грустно.
Надо добавить, что действие рассказов происходит на берегу озера Леман (или Женевского озера), а еще в Тоскане, в Париже, в Альпах. Что, конечно, является колоритной живописной рамкой для рассказов о любви.
Рекомендую этот сборник, который наверняка придется по вкусу широкой женской аудитории.