Рецензия литературного критика
Игоря Михайлова
на книгу Анны Пейчевой
«Радости и горести Александра III»

Что мы знаем об Александре III? Думаю, что кроме анекдота про три ошибки в слове щи и факта, что император держал крышу вагона на своих могучих плечах во время крушения поезда, почти ничего. Частная, личная жизнь правителя, его мысли уже сами по себе приковывают пристальное внимание всех слоев любого общества, а уж сочетание ролей государственного человека и семьянина, личной стороны жизни всем известного публичного деятеля, баланс статуса и частного, приоткрывание завесы тайного — тема вечного, непреходящего интереса. И тут автор стоит как бы на распутье: тьмы низких истин или возвышающий обман?
Книга «Радости и горести Александра III» — скорее первый вариант. Несомненная сильная сторона — богатая коллекция фотографий, как пейзажных — тех мест, о которых рассказывается в ходе повествования, так и портретов, а также предоставляемых совершенно к месту архивных свидетельств — записей, пометок, дневников, личной переписки, приведенных для подтверждения того или иного умозаключения, или вывода, или предположения.
Также следует отметить достаточно подробное проникновение в тему некоторых глав. Заметно желание автора описать героя, событие или исторический этап наиболее точно и полно. Переходы от общего к частному и обратно максимально естественны. Это же можно сказать о тщательности, с которой дается описание упоминаемых второстепенных лиц. Рассказ об одном поколении династии связывает данную книгу с другими из этой же серии, поэтому при возникшем интересе можно расширить свои знания. Однако вместе с подробностью и тщательностью проработки темы книга написана легким слогом, достаточно простыми фразами. Совсем не сложные, не утомляющие, они рассчитаны на современного читателя, привыкшего к облегченному формату блогов.
Приятно не только обращение к архивным материалам, но и внимательное отношение автора к имеющимся ложным представлениям «ушедшим в народ» и желание восстановить справедливость (замечание об эпизоде в книге В. Пикуля) или упоминание о недавно найденных документах, целиком меняющих представление о факте. Это исходит от честного и бережного отношения автора к героям — деликатное цитирование дневниковых записей, поиски причин каких-то необычных, как нам кажется или казалось современникам, поступков или привычек того или иного персонажа и желание найти причину или объяснение из прошлых событий, или окружения, или жизненных обстоятельств — это очень человечное отношение, редкое в наше время.
Заметно сочувствие автора к героям своего повествования, отмечаются не только естественные достоинства или недостатки характера человека, но и его, в случае признания проблемы, попытки исправиться, работа над собой во имя государства, семьи, взаимная ответственность. Или признается неизбежность трагедии — опять-таки, в силу человеческого фактора. Такое личное авторское отношение (о человеке по-человечески) приближает читателя ко времени и натуре главных героев.
Как не пытается автор дистанцироваться от политики в своем предисловии, в книге заметно понимание автором, что описание даже очень узкого семейного круга — это всегда показатель эпохи, своеобразный памятник времени. Ведь даже если люди и пытались скрыться у себя дома, уединиться от публичности — причины и способы таких попыток — тоже своего рода знаки и приметы времени.
Книга несомненно имеет все шансы на большой интерес большой аудитории читателей. Настоятельно рекомендую книгу к прочтению, чтобы, во-первых, не делать три ошибки в слове щи, а во-вторых, знать свою историю — это обязательное условие культурного человека!

Купить книгу