Рецензия литературного критика
Антона Осанова
на книгу Владимира Масленникова
«Прядь»

Рассказ о разбившихся на берегах Каспийского моря викингах вскоре перерастает в масштабную драму из истории Багратидской Армении. Судьба руса Ингвара прядью вплетётся в общее историческое полотно, где найдётся место феодальным дрязгам и отпору завоевателям, язычеству и христианству, и, конечно, любви.

В «Пряди» прежде всего поражает качество проработанного материала. Это не какая-то «фолк» или тем паче «псевдо» история — перелопачены громадные нарративные пласты, причём с усердием подлинного историка. Достаточно сказать, что в «Пряди» не просто даны политико-географические расклады Армении начала Х века, но даже рассмотрены разные армянские нравы и говоры. Столь высококлассная отделка создаёт настолько достоверный мир, что кажется, будто «Прядь» писалась современником той грозной эпохи.

Скрупулёзное внимание к деталям, бережность к армянской истории, потрясающая авторская эрудиция позволила Владимиру Масленникову написать настоящий исторический роман.

Что важно — сюжет не погребён под кучей ненужных археологических подробностей, а, наоборот, держит читательский интерес приключенческой и любовной линиями. Что ещё важнее — роман не просто гремит сталью о сталь, а задаёт важные философские вопросы. В частности, много размышляет о сути христианства, этого «сложного пути к сложному Богу». Вопреки напрашивающемуся противостоянию сурового язычества и всепрощающего христианства, роман пошёл тропой неочевидных парадоксов, вопросов одновременно к Одину и Христу. Вместо провозглашения истины, текст осторожно подводит к тайнам, показывает великий исторический переход от язычества к христианству на примере варяга Ингвара.

Выдерживая языковое соответствие, «Прядь» выстраивает как впечатляющую панораму исторических событий, так и личный, любовный сюжет. Что придаёт большому роману ту упругость, благодаря которой его не прожать до ходульных схем и сюжетов. «Прядь» — один из лучших исторических романов года.

Купить книгу