Рецензия литкритика Ивана Родионова
на книгу Андрея Дудко
«Последователь»

Почему «Дон Кихот» – великая книга? Что дала она мировой литературе – помимо интересной разновидности мономифа и развития сюжета о странствии хитреца-Одиссея? Как минимум, один из нынешних культурных поп-инвариантов именно оттуда: история о чудаке-герое и его приятеле-рассказчике, который вроде как олицетворяет здравый смысл, а на самом деле, как и читатель, ничегошеньки не понимает. Холмс и Ватсон, Бильбо и Фродо – всё это оттуда.

Кто же главный герой романа Андрея Дудко «Последователь»? Толик не просто фрик какой-то – он может, натурально, осушить озеро, и при этом ходит приплясывая, как герой Бондарчука в «Даун-хаусе». А с тех пор, как у него в ухе появилась серьга, он стал настоящим искателем приключений:
«Быстро прошла комичность первого впечатления. Толик не был смешным недоумком, вроде персонажей кинокомедий, его безумие было мятежным и заразительным».
Дон Кихот, в общем. Всё прозрачно и открыто: Толик нападает на свиней, принимая их за львов, видит в курортнике в бескозырке – офицера (сиречь рыцаря). Перед нами простое травестирование?
Не совсем. И Борхес, и Кафка отмечали, что вся катавасия «Дон Кихота» была затеяна для Санчо Пансы. Рассказчик в «Последователе» подчёркивает, что Толика накрыл пресловутый кризис среднего возраста. Но ему самому, рассказчику, исполнилось тридцать. И «взросление всё разрушило». Но тоскует он не по детству, о котором тоже вспоминает довольно скептически, а по неведомому настоящему будущему. Меняется именно он, и книга эта – о нём. Позже меняются и другие герои, «примкнувшие» к Толику в его вылазках-путешествиях.
Герои, кстати, придут в свою Вавилонскую библиотеку с локальным Борхесом по имени Вадим Олегович. И там, конечно, будет множество изданий «Дон Кихота» на разных языках. И рассказчика ждёт долгожданное самоузнавание. С третьей главы книга выходит на смежные территории. Поначалу – плутовского романа. И вы узнаете, что вечные двигатели массово делают в белорусских Кореличах. Ближе к концу сюжет выворачивает на самобытный белорусский магический реализм с элементами тамошней хтони. Люди, которые продали чёрные камни зрачков, чтобы не работать, смотрят пустыми глазами – это действительно страшно. А в самом-самом конце у автора точно получится вас удивить. Это странная, непривычная для читателя книга. В ней много раблезианского юмора, свифтовских интонаций, разбивка на новеллы... «Последователь» будто пришёл из семнадцатого века и не похож ни на одну из книг, выходящих сейчас. Это очень несовременная книга – и то ли несвоевременная, то ли вневременная. И это хорошо.

Купить книгу