О чудесах и чудовищах
«Русский детектив». Что слышится вам в этом словосочетании?
Варианта два. Первый: что-то в мягкой обложке про «ментов и бандитов» или про недотепистую сыщицу-разведенку с запутанной личной жизнью. Второй: что-то переусложненное, экзистенциальное, походя касающееся всех проблем на свете – от религии до государственного устройства. Проблема в том, что в первом случае нет собственно литературы, а во втором – нет детектива. Нет тайны, саспсенса, атмосферы страха.
К счастью, в последнее время ситуация потихоньку выправляется, и книга Сергея Жукова «Охота на китов» – хорошее тому подтверждение.
Во-первых, это крепко сбитая и динамичная история, что уже немало. Флешбэки, недосказанности, поэтапное раскрытие персонажей, постепенное нарастание напряжения – все здесь как надо.
При этом «Охота на китов» не абстрактная «вещь в себе» со взятыми со сценарного потолка реалиями. Главный герой по имени Андрей (эдакий современный Фандорин с щепоткой мистического), его возлюбленная, второстепенные персонажи – живые и знакомые, как соседи по подъезду. А боковые темы книги – квазиреальность интернета и тотальное одиночество современных подростков – близки всякому читателю. Ужас берется из обыденности – ибо откуда ему еще взяться?
Наконец, зло в книге вполне себе онтологическое, несмотря на конспирологически-заговорщицкий и околополитический антураж финала – никаких приземленных разборок из-за дядюшкиного наследства. Мотивация злодея до поры до времени – главная тайна текста. Хотелось бы ошибаться, но кажется, что (анти)героем нашего времени, как в предреволюционные времена, снова становится манипулятор и провокатор.
Такой персонаж эффективен в безблагодатные эпохи. Оттого старая и обросшая желтыми легендами тема групп смерти а-ля «Синий кит» превращается в романе Жукова в жутковатый этюд об отчужденности людей друг от друга – и о тех, кто этим пользуется. Этюд в багровых тонах, конечно.