Это качественно сделанный триллер по завезённым из-за рубежа лекалам: страдающий провалами в памяти «детектив» с личным интересом к расследованию; тёмная мусорная окраина, где таится Зло; равнодушное начальство, вопреки которому пробивается правда… Клише использованы умело, на хорошем профессиональном уровне, а главное — с сохранением отечественного колорита, что и выделяет роман из числа себе подобных.
Мрачный текст не отталкивает — доходя до чернушных подробностей в духе балабановского «Груза 2000», роман использует их только как средство, не самоцель. Вовремя усиливая повествование и углубляя мир, чёрный цвет лишь подчёркивает общую гнетущую атмосферу — верную спутницу дождливого триллера.
Тем более, всё вполне достоверно — кто из жителей больших городов не знает про свою Яму, притаившуюся на окраине? И кто не чувствовал того страшного, немного порочного желания узнать, что эта Яма таит? Ведь «Яма» не только городские трущобы, но и сумеречная зона сознания, где скрыто наше истинное я. В него хочется окунуться как в исток всех бед, в первую детскую травму, туда, в мрачность древних пещер, когда было совершено первое преступление, эхо которого докатилось до нас.
Такова философия «Ничейной земли»: размышление о том, когда и где было посеяно зло. Будь то неурядицы в семье или одинокая загнанная карьера — все повествовательные дороги ведут к Яме. В ней сойдутся не только герои, имеющие к району свой личный счёт, а две эпохи, две ментальности, две России — сего дня и девяностых. Отец наконец-то посмотрит в глаза сыну, причина взглянет на следствие, и мы что-то поймём о себе.
Кроме того, в романе хорошо проработана «ментовская» кухня: с подкупающим реализмом она приготовит знакомое каждому блюду. В нём будет в меру самоотверженности, равнодушия, бюрократизма и подвига. То, как оно и бывает в жизни — даром что история вымышленная.
«Ничейная земля» Ильи Бушмина — это динамичный, уверенный, держащий текст. Он сделан по канону, который не может ни разочаровать, ни по-настоящему удивить. Распадаясь на два временных пласта, протягивая ложные ниточки и умело играя с читателем, роман соответствует сути криминального триллера.
Вопрос «Кто убийца?» не отпускает в нём до самого конца.