Только не ждите от этой книги анализа социально-экономических преобразований и потрясений. И тогда будьте уверены: вам попался увлекательный сериал, в центре которого – династия Романовых и трехсотлетняя история ее царствования.
Венценосные особы предстают здесь прежде всего людьми, с их достоинствами и пороками, сильными и слабыми сторонами, и, в конце концов, с их нешуточными страстями. С той лишь поправкой, что страсти и пристрастия монарха влияют на общество в целом, и что, с другой стороны, сам он постоянно вынужден делать выбор между личным счастьем и нуждами государства, и не всегда его выбор оказывается в пользу последнего.
О, сколько всего: случайностей, интриг, соблазнов, хитросплетений судеб. Сколько удивительных решений и неожиданных поступков. И интересных фактов, часть из которых широко известна, как, например, тот факт, что Екатерина II сделала себе одной из первых в России прививку от оспы, а это по тем временам требовало незаурядного ума и большой смелости. Но есть эпизоды, которые прозвучали для меня неожиданно. Не знала, что Дидро, получивший от Екатерины II немаленькую сумму и называвший ее северной Семирамидой, оставил после смерти дневники, в которых резко ее критиковал. Или что Павел I, которого было принято считать грубым и недалеким, ни разу в жизни не казнил ни одного человека. Безусловно, для широкого читателя здесь найдется масса любопытных сюжетов, а уж какие их них вывести умозаключения – решать самому читателю.
Конечно, не может не подкупать попытка разглядеть, или реконструировать, но, скорее, вообразить личности героев этой истории, растянувшейся на несколько поколений. Хотя иногда очарование созданных образов заставляет забыть о том, что мы имеем дело не просто с частным человеком, а с человеком, от которого зависят судьбы многих и многих людей. Можно и так. Кто же станет упрекать Александра Дюма за «Трех мушкетеров», а Вальтера Скотта за «Айвенго»? Сама писательница обозначила свою книгу как «сборник исторических новелл», которые «строятся по законам художественной прозы», хоть и «основаны на проверенных исторических источниках». Факты остаются фактами, но интерпретировать их можно по-разному, и поступки остаются поступками, но их мотивы не всегда очевидны, порой их придумывает писатель или наше воображение.
В любом случае, эта книга будет хорошим началом для изучения российской истории, отправной точкой для углубления в исторические труды, монографии, воспоминания.
Рекомендую книгу Анны Пейчевой «Несчастные Романовы» к прочтению.