Рецензия литобозревателя Сергея Сызганцева
на книгу Кирилла Берендеева
«Не судьба»

1980-е. Молодой человек, имя которого не названо, работает в ателье и делит комнату с предприимчивой Олей и дворником-ворчуном Михалычем. Молодые люди постепенно сближаются, Михалыч настойчиво намекает им на женитьбу, но в это время владельца ателье и его семью расстреливают посреди города. Преступники сразу же скрываются, оставляя за собой много вопросов. Милиция вместо того, чтобы расследовать дело, пускается искать компроматы на убитого, который на самом деле кое-где замешан, поэтому за расследование берётся главный герой вместе со своей возлюбленной Олей.

Романтические отношения главного героя с Олей выступают побочной линией. Тандем детектива и его помощника, впоследствии нередко оказывающимся его возлюбленным, конечно, не новый — взять к примеру Корморана Страйка и Робин Эллакот из цикла Роберта Гэлбрейта или Микаэля Блумквиста и Лисбет Саландер из серии книг Стига Ларссена. Но если персонажи Гэлбрейта и Ларссена прошли сложный, небанальный путь к друг другу — от холодности и деловой отстранённости до взаимных глубоких чувств, то герои Берендеева практически сразу притягиваются, и дальше дело оборачивается простыми «заями» и «солнышками» в тексте.

Как человеку, который застал последние годы советской власти, Кириллу Берендееву хочется осмыслить этот период, показать читателю полную картину со всеми необходимыми приметами времени. Поэтому роман Берендеева больше похож на ностальгические зарисовки восьмидесятых — с варёными джинсами, новыми холодильниками, музыкальными пластинками и ворчаниями на Горбачёва. Такой подход тоже интересен и имеет право быть, просто не нужно тогда вешать на книгу ярлык детектива. К книге гораздо больше подходит подзаголовок — «Роман о восьмидесятых», и если рассматривать историю в этом ключе, то всё становится на свои места.

Купить книгу