Пронзительно – вот как, если бы надо было одним словом, охарактеризовал я рассказы Ксюши Вежбицкой. Это когда автор дотронулся в первом же рассказе «Дед» до того, от чего ты сам места себе найти не можешь. Это когда вспоминаешь и вздрагиваешь. Так устроена литература Ксюши Вежбицкой в лучших рассказах, что пробуждает в читателе память. А память пробуждает чувства. Вот, наверное, и главное слово, приложимое к книге «Не поехать ли нам за счастием» – ЧУВСТВА. Такое теперь редко случается. Литераторы слишком хорошо знают, как писать рассказы. Умение затмевает все остальное.
Хорош и рассказ о влюбленной в дирижера ученице. Ксюше Вежбицкой удалось выстроить сюжет, за которым следишь с интересом. И это редкое в наше время умение. Однако, желательно избегать слишком «красивых» пассажей, вроде «Зал, еще недавно наполненный звучанием виолончелей и фаготов, кристаллизовался напряжением тишины». Или - «Воздух ощущался теплым и ароматным облаком.» Или – «на секунду в уголке тонких губ мелькнула улыбка». Может, некоторым читателям и понравится эта пышность, но не стоит идти у них на поводу. Если речь о литературе.
А вот так намного лучше: «…выводимые палочкой круги заклинаний…», «…лицо спокойное и сосредоточенное под серебряной короной волос…». «…безвкусные дни сливались в бесцветные недели…» У Ксюши Вежбицкой отличный потенциал. Эмоциональное проживание ситуации. Способность несколькими фразами, а иногда и словами, создать точную и яркую картинку.
Чего хотелось бы пожелать, так это более прочувствованных, основанных на личном опыте сюжетов, которые будят в читателе память. Как только сюжеты становятся предсказуемыми, морализаторскими и лапидарными, сразу и стиль тускнеет и картинки. Да и проживание не проживается.
Это относится, в частности, к циклу коротких рассказов о дружбе нищей старушки и школьницы Саши, да и к последнему рассказу о Кристине, которая не сразу поняла, как душевны и добры деревенские старухи и как она была не права. И здесь срабатывает память читателя, но сюжеты, слишком знакомые нам, они слишком «правильные» и не дают автору полнокровно проявить свои незаурядные качества.
И закончу ответом на вопрос. «Не поехать ли нам за счастием» - спрашивает у нас Ксюша Вежбицкая. Отвечаю – поехать, и я поехал. И это счастие вкусил.