«Уставший мир» — первая часть трилогии «Летаргия» («Уставший мир», «Уснувший мир», «Пробуждение»), финальная книга которой еще только выходит из-под пера автора. Поэтому полноценного впечатления обо всей истории составить пока не удается. Но главное, что можно сказать, — после прочтения первого тома осталось огромное желание узнать, как дальше сложится судьба мира, а особенно — героев.
Беда, обрушившаяся на мир в этом романе, вызвана не столько тем, что люди не доверяют друг другу, сколько тем, что они не доверяют себе. И, чувствуя усталость, привычно отмахиваются от этого ощущения, убеждая себя, что все в порядке. Пока не становится поздно.
Итак, в один не вполне прекрасный осенний месяц люди потеряли способность восстанавливаться при отдыхе. Усталость только копилась, постепенно лишая их ясности сознания, способности здраво действовать, а в итоге и вовсе погружая в подобие комы. Да что там описывать, состояние недосыпа знакомо абсолютно каждому читателю, так что чувство вовлеченности возникает почти сразу, и за событиями начинаешь следить с неподдельным сочувствием.
Тем более, что на экспозицию автор не жалеет страниц: больше половины первого тома он упоенно (хотя и с уместной легкой иронией) описывает, как люди хотят спать. Самые разные люди и в самых разных обстоятельствах поглощены одинаковой безграничной жаждой сна, но жизнь упорно не позволяет им воплотить эту мечту. Пока не становится поздно. И весь мир засыпает, больше не в силах бороться с усталостью.
Не сразу становится понятно, что среди десятков людей, о которых мы успеваем узнать, есть несколько персонажей, за которыми автор наблюдает особенно пристально. Но нити повествования все чаще сходятся именно к ним, и в один прекрасный момент выясняется, что не зря: беда по непонятной причине обошла их стороной. Палитра будущих центральных героев богатая: от провинциального фельдшера до космонавта, запертого на уснувшей орбитальной станции.
Спящий мир — не слишком уютное место для бодрствующих: техногенные катастрофы (к счастью, пока локального масштаба), неизбежные бандиты (есть иммунные и помимо главных героев), да и просто бесконечные мертвые пространства, навевающие тоску. Ближе к концу первого тома некоторые из протагонистов встречаются друг с другом, заодно выяснив, что способность противостоять усталости — не единственное их приобретение, а всеобщий сон — не единственная проблема. Но главные события, очевидно, развернутся в следующей книге.
Отнести «Летаргию» к какому-то чистому жанру не выходит. В ней есть элементы постапокалиптики, несомненные черты социальной фантастики, намеки на супергероику и даже легкие оттенки роад-муви. Похоже, автор прекрасно ориентируется в формульной литературе и сознательно использует эти кирпичики в сюжетном каркасе.
Автор не боится спойлеров: собственно, полный каминг-аут своей истории он совершает уже в названиях, а причину происходящих событий раскрывает на первых нескольких десятках страниц. Причина эта настолько масштабна, что тянет на глобальное природное явление (хотя им и не является), бороться с которым, кажется, совершенно не под силу человечеству. И только название третьей книги позволяет надеяться, что все не закончится полным исчезновением разумной жизни на планете.
Впрочем, «Летаргии», как любой хорошей книге, спойлеры не страшны: главное в ней не сам сюжет (хотя интригующих «крючков» автор оставил достаточно), а персонажи. Автор обладает умением создавать настоящих, живых людей, а подробная экспозиция позволяет близко познакомить с ними читателя, плотно погрузить его в жизни героев, так что к тому моменту, как события, наконец, начинают идти быстрее, за их судьбы уже переживаешь всерьез.
В чем-то такой подход напоминает манеру Стивена Кинга, в книгах которого нередко основной объем составляет реалистическое, подробное, даже иногда скучноватое описание жизни протагонистов. Но именно этот прием позволяет так крепко сродниться с ними и делает таким контрастным и ошеломляющим внедряемый фантастический элемент.
Отдельно стоит сказать, что у автора отличный язык: уверенный и чистый, стиль всей книги выдержан без сбоев. Искренне хочется пожелать будущей трилогии счастливой читательской судьбы. Она этого, безусловно, достойна.