Вопреки названию с нотой потребительского отношения в заголовке и иронично-желтой обложке книга написана с уважением к Китаю и китайцам. Подзаголовок сужает целевую аудиторию книги до коллег Алексея, но ее можно рекомендовать к прочтению широкой аудитории.
Автор сознается, что не связан договоренностями о неразглашении и другими ограничениями, поэтому рассказывает все как есть. Действительно, в тексте много конфиденциальной информации: от цифр доходности до специфики составления юридических бумаг и личного опыта переговоров и сотрудничества с бизнесменами Китая. Скорее всего, аналогичный объем знаний на курсах будет стоить в несколько раз дороже этой книги. На 222 страницах есть информация, которую можно, если не жаль времени, самостоятельно поискать в открытом доступе (например, полезные сервисы при работе с Китаем), но много не доступных в поисковиках тонкостей, которые и важны в соприкосновении с Востоком:
- Почему визитку нужно брать двумя руками?
- Как петь в KTV, чтобы получить наилучшие скидки?
- И когда писать деловое письмо, если точно не в полнолуние?
Для читателя, трудоустроенного в другой отрасли, не планирующего участие в международных проектах, эта книга может стать отправной точкой для многих размышлений. Например, о своей потребительской модели. Мы догадываемся, но не хотим знать… Что дешевые товары – это тяжелый труд мигрантов. Что «адаптированный» дизайн – это украденный дизайн. Что «яблочная» техника растет совсем не в райских садах, а на фабриках, где сотрудник имеет очень мало свобод.
Также книга отвечает на вопросы: как страна может стать глобальной мировой мануфактурой и почему это не делает ее жителей счастливыми, хотя можно включать vpn и уехать на несколько дней нового года к маме?
Мы шутим глупые анекдоты про нации и пересказываем друг другу стереотипы о людях других культур. Но если на секунду замолчать… Можно услышать фразу «Everything made in China», и в этом мире важно не быть лаовайем. А кто такой лаовай написано в книге.