Читать «Двое суток до рая» было любопытно. В романе смешались в кучу кони, люди, коты, псы, ангелы, демоны, древнегреческая и славянская мифология, православие... Эклектика страшная, в общем.
Первой нам заявлена линия с судебным приставом по фамилии Аристархов с подчиняющимися ему бесами-коллекторами. Банный кот-искуситель традиционно нагл и хамоват. Разумеется, адские отродья выходят из-под контроля и начинают кровавую вакханалию. Аристархов беспокоится, ему в помощь присылают монахинь, оказавшихся сёстрами той самой Медузы (sic). Вскоре является и воландообразный импозантный демон Михаил Александрович, глава бесовского коллекторского отделения (спасибо, что не Михаил Афанасьевич) – договор нарушать было нельзя. А потом приходит, так сказать, и представитель партии света – стратиг и змееборец Феодор Гераклейский. Всё это – в современной Москве и в каком-то разухабистом чиновничье-демонологическом сеттинге.
Увы, бодрая мистико-бюрократическая линия господина Аристархова к середине книги сходит на нет. Вместо неё центральной становится линия главной героини, журналистки Сони, анемично-романтичной особы. Тени дружб и любовных многоугольников, мелькнувшие в начале книги, сыграют в итоге на сюжет, но в личном плане они скорее необязательны, бледны и характер героини никак не раскрывают и не дополняют. Ибо зачем? Конечно, героиня и так избранная и мэрисьюшная – и интересная, и в нее влюбляются, и прабабка у нее могущественная ведьма, а сама она манифестор (может менять мир) и вообще новая Медуза.
Ближе к концу романа вся сложная и путаная космогония книги, к счастью, будет более-менее сведена и объяснена (в основном через диалоги)... Рубленые короткие предложения сообщают тексту бешеную динамику, какую-то лихость. Читается, как говорится, махом. Да ещё и сам тон повествования, несмотря на некоторые мрачные и даже кровавые эпизоды, какой-то уютный, игривый, почти веселый. Если нужна книга, которую читаешь залпом, не задумываясь, потому что, что называется, идёт хорошо, «Двое суток до рая» – самое то.
Автор в романе аккуратно ступает на перспективную поляну популярного нынче ретеллинга. Мадлен Миллер показывает читателю мифологическую историю глазами Цирцеи, Сандра Ньюман повествует о событиях оруэлловского 1894 от лица Джулии. С несчастной Медузой действительно всё было совсем не так однозначно, как это мы представляем себе по адаптированным пересказам мифов. Страшная судьба, если вдуматься. И то, что Федорова и рассказывает её историю и даёт ей немного слов – важно и хорошо. Честное слово, это важнее всех этих бесов-коллекторов, которые заливают в тазики с ногами незадачливых штрафников цемент и бросают несчастных в реку во славу Велеса (sic).