Рецензия литературного критика
Антона Осанова
на книгу Александры Логиновой
«32 фигуры»

Что будет, если собрать вместе главных персонажей русской классики?
«32 фигуры» Александры Логиновой посягают на небывалое в сложном многоименном романе.

На сцене провинциального театра ставится шахматная пьеса с героями русской классики. Что у Пьера Безухова, что у Штольца свой сценарий, написанный специально под него. В этом весь замысел: «увидеть живое, одушевленное противостояние Белых и Черных». Но помимо персонажей в тексте еще есть люди, которые их играют. Таким образом, роман получается трехслойный: в нем есть имена русской классики, актеры, которые их воплощают, и люди, которыми становятся актеры вне сцены.

При желании в роман можно ввести четвертый план: уподобление шахматных фигур героям русской литературы. Действительно, черный слон — «это отважный разбойник Дубровский». Удивительно точно прочувствовано! Так возникает неожиданный вопрос: кто кого разыгрывает? Провинциальные актеры классиков или классики — актеров? Или это шахматы диктуют литературе? Или вообще что-то внешнее, сама жизнь?

Каждая глава олицетворяет определенный ход в партии, то есть читать роман можно и как увлекательный матч. Он детективен, в нем есть не только сценическая интрига, но и реальное криминальное действие. По сути, мы имеем дело с 128 потенциальными ситуациями, причем ситуациями прописанными, не только гипотетическими. Шахматы ли это? Математический балет! Татьяна Ларина — белая пешка — актриса Саша Игнатова — студентка техникума. И вот так тридцать два раза.

Бесподобная по тщательности проработка превращает роман в сложную многомерную сетку, в которой читатель может выбрать толкование, которое, как ему кажется, поможет лучше понять всю партию.

Купить книгу