Журнал «Вопросы литературы» — самый авторитетный в России журнал критики и литературоведения, основанный в 1957 году. В онлайн-магазине Ridero доступен архив «Вопросов» за последние 10 лет. Мы попросили редколлегию журнала порекомендовать лучшие материалы о литературе из опубликованных номеров, которые непременно нужно прочитать, чтобы знать, что происходит в современной отечественной и мировой литературе:
Творческий портрет лауреата Нобелевской премии Кадзуо Исигуро: особенности прозы, писательская манера, все, что делает его творчество неповторимым на фоне существующего многообразия современной прозы Великобритании.
В статье идет речь о влиянии культового сериала по роману Дж. Мартина на современную русскую литературу, в частности — на дилогию А. Иванова «Тобол» (2017-2018). Как Мартин и Иванов видят современную цивилизацию, какие приемы современный русский писатель перенимает у Мартина и сценаристов «Игры престолов», как это связано с русской историей? Обо всем этом, а также о типичных ивановских сюжетах и мартиновских аналогиях, можно прочесть в статье Е. Погорелой.
Лингвист Максим Кронгауз показывает, как придуманное Оруэллом в романе «1984» понятие новояза помогает нам понять манипулятивные приемы современного политического дискурса. Вспоминая протесты 2011–2012 годов и дискуссии о присоединении Крыма в 2014-м, автор объясняет, что стоит за именованием оппонентов «бандерлогами», «сетевыми хомячками», «укропами», «ватниками» и «пятой колонной».
В статье об одном из самых громких лидеров отечественного литературного нонконформизма рассказывается не только о прозе Эдуарда Лимонова – вызывающей, провокативной, узнаваемой с первой же строчки, – но и обо всем его поколении, восторженно приветствовавшем перестроечные 1980-е, выжившем в лихие 1990-е и так внутренне и не принявшем стабильные нулевые. Эстетика Лимонова — эстетика эпатажа, протеста, подросткового вызова — была едва ли не ключевой приметой своего времени, кем-то проведенного в ожидании перемен, а героем статьи — по местам заключения и съемным квартирам. Что сегодня осталось от того времени в прозе и в памяти?
Кавалер ордена Почетного легиона британец Джулиан Барнс в одном из недавних интервью предлагает поместить на обложку каждого великого классического романа слова: «TRIGGER WARNING – содержит невеселую правду». Автора тринадцати романов, включая «Предчувствие конца» (2012), удостоенного Букеровской премии, никогда не обременяла тоска по новым постмодернистским экспериментам. Эссе Ольги Джумайло «Простое сердце: Джулиан Барнс», напечатанное в журнале в 2011 году, раскрывает в бесспорно интеллектуальном, остроумном и элегантном искусстве классика современной британской литературы неизбывную тоску по пронзительной правде о заблуждениях сердца. Последний из написанных романов писателя «Одна история» (2018) еще одна вариация на тему любви, утраты и опустошения, с глубоким сочувствием к человеку исполняемая британским поклонником Флобера и Толстого на протяжении всего его творческого пути.
Критик и журналист В. Козлов представляет портрет недавно ушедшего прозаика Владимира Маканина — одного из самых известных и значительных писателей конца XX — начала XXI века, кандидата на Нобелевскую премию и лауреата ряда других наград. Главная тема Маканина — человек в экзистенциальном разломе; критик прослеживает развитие этой темы от ранней маканинской прозы к культовому роману о лихих 1990-х «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998), а также к поздним и самым провокативным романам «Испуг» и «Асан».
Ежегодно критик О. Кудрин посвящает статью обзору короткого списка премии «Русский Букер», помимо разбора романов-финалистов выявляя ключевые тенденции современности и делясь прогнозами по ее поводу. Обзор шорт-листа 2015 года вышел одним из самых динамичных благодаря поистине звездному списку, куда попали преимущественно молодые / новые писатели: А. Ганиева, А.Снегирев, Р. Сенчин, В. Данихнов, Г. Яхина и т. д.
В XX веке самым болезненно-актуальным в поэзии был вопрос — как писать стихи после Освенцима и Гулага? В XXI веке вопрос всё чаще звучит по-другому – как писать стихи после Пригова и компании актуальной поэзии, разворачивающейся на рубеже 1990-2000-х? В статье И. Шайтанова – речь не только об этом вопросе, но и об основных тенденциях современной поэзии, о ее стилях, жанрах и голосах. А также о том, куда движется современная лирика после того, как «автор умер», и о том, где искать пути выхода из исчерпавшего себя постмодерна.
Книга Паскаль Казановы «Мировая республика литературы» — одно из наиболее авторитетных исследований, посвященных феномену мировой литературы. Во многих отношениях работа Казановы не безупречна — со времени первой публикации в 1999 году на французском языке она неоднократно подвергалась основательной критике, в частности за то, что в ней обойдены вниманием многочисленные специальные работы, посвященные исследованию постколониальных межнациональных литературных процессов. Но вот что осталось вне поля зрения критики, так это то, что в «Мировой республике литературы» напрочь отсутствует русская литература. Отчего же России не нашлось места в научном описании мировой литературы, которое породило в Европе и Северной Америке дискуссию, растянувшуюся на десятилетие? Или — если поставить вопрос напрямую — почему Россия должна быть изъята из системы, сконструированной Казановой?
В статье рассмотрена эволюция творчества кинорежиссера Алексея Германа, в первую очередь в плане соотношения визуальных и вербальных средств выразительности. Автор анализирует изменения, которые претерпевали литературные первоисточники сценариев его фильмов по ходу экранного воплощения, движение от гиперреализма и социалистического гуманизма к фантасмагории и тотальному пессимизму.
«Уставший мир» — первая часть трилогии «Летаргия» («Уставший мир», «Уснувший мир», «Пробуждение»), финальная книга которой еще только выходит из под пера автора. Поэтому полноценного впечатления обо всей истории составить пока ... Читать далее
Евгений Дьяконов — автор поэтических книг «Доминошники», «Другие ништяки», «Высмотришь», «Иснейя» — стал победителем IX сезона премии «Лицей» в номинации «Выбор книжных блогеров». Член жюри книжных блогеров, редактор журнала «несовременник» ... Читать далее
Готовы прогуляться по книжным тропам? Мы запускаем новый челлендж вместе с LiveLib! Бросьте себе вызов: прочитайте 13 книг за полгода и прокачайте навыки книжного блогинга! Если вы пройдете книжную тропу ... Читать далее
Если вы ждали знака, чтобы написать книгу — то это он! Начните 2025 год с четкой целью: написать книгу за 3 месяца. А мы вам в этом поможем! В этом ... Читать далее