Рецензия Ивана Родионова на роман «Последователь» Андрея Дудко

«Последователь» — роман, который профессиональные литературные критики отметили в нашем проекте «Список литературы». Роман, с которым Андрей Дудко вошёл в этом году в длинный список премии «Лицей».

Иван Родионов в своей рецензии написал:

Семнадцатый век и белорусская плутовская хтонь

Почему «Дон Кихот» — великая книга? Что дала она мировой литературе — помимо интересной разновидности мономифа и развития сюжета о странствии хитреца-Одиссея? Как минимум, один из нынешних культурных поп-инвариантов именно оттуда: история о чудаке-герое и его приятеле-рассказчике, который вроде как олицетворяет здравый смысл, а на самом деле, как и читатель, ничегошеньки не понимает. Холмс и Ватсон, Бильбо и Фродо — все это оттуда.

Кто же главный герой романа Андрея Дудко «Последователь»? Толик не просто фрик какой-то — он может, натурально, осушить озеро, и при этом ходит приплясывая, как герой Бондарчука в «Даун-хаусе». А с тех пор, как у него в ухе появилась серьга, он стал настоящим искателем приключений:

«Быстро прошла комичность первого впечатления. Толик не был смешным недоумком, вроде персонажей кинокомедий, его безумие было мятежным и заразительным».

Дон Кихот, в общем. Все прозрачно и открыто: Толик нападает на свиней, принимая их за львов, видит в курортнике в бескозырке — офицера (сиречь рыцаря). Перед нами простое травестирование?

Не совсем. И Борхес, и Кафка отмечали, что вся катавасия «Дон Кихота» была затеяна для Санчо Пансы. Рассказчик в «Последователе» подчеркивает, что Толика накрыл пресловутый кризис среднего возраста. Но ему самому, рассказчику, исполнилось тридцать. И «взросление все разрушило». Но тоскует он не по детству, о котором тоже вспоминает довольно скептически, а по неведомому настоящему будущему. Меняется именно он, и книга эта — о нем. Позже меняются и другие герои, «примкнувшие» к Толику в его вылазках-путешествиях.

Герои, кстати, придут в свою Вавилонскую библиотеку с локальным Борхесом по имени Вадим Олегович. И там, конечно, будет множество изданий «Дон Кихота» на разных языках. И рассказчика ждет долгожданное самоузнавание.

С третьей главы книга выходит на смежные территории. Поначалу — плутовского романа. И вы узнаете, что вечные двигатели массово делают в белорусских Кореличах. Ближе к концу сюжет выворачивает на самобытный белорусский магический реализм с элементами тамошней хтони. Люди, которые продали черные камни зрачков, чтобы не работать, смотрят пустыми глазами — это действительно страшно. А в самом-самом конце у автора точно получится вас удивить.

Это странная, непривычная для читателя книга. В ней много раблезианского юмора, свифтовских интонаций, разбивка на новеллы… «Последователь» будто пришел из семнадцатого века и не похож ни на одну из книг, выходящих сейчас. Это очень несовременная книга — и то ли несвоевременная, то ли вневременная.

И это хорошо.

Читайте бесплатный фрагмент.

С этим читают

Небольшая повесть Евгении Борисовой посвящена журналистке Ленке, которая застряла на сомнительной работе и в сомнительных отношениях. Готовя первоапрельский выпуск журнала, героиня придумывает проект — она собирается помогать случайным людям изменить ... Читать далее

Что будет, если собрать вместе главных персонажей русской классики? «32 фигуры» Александры Логиновой посягают на небывалое в сложном многоимённом романе. На сцене провинциального театра ставится шахматная пьеса с героями русской ... Читать далее

ММКЯ 2025 пройдет с 3 по 7 сентября в 57 павильоне ВДНХ. На стенде Rideró № M9 будет представлено множество книг: от исторических романов и фэнтези до детской литературы и нон-фикшн. Выбрали ... Читать далее

Книга «Семейные истории классиков русской литературы» довольно добротная по сегодняшним меркам. Написана простым, доступным языком, лёгкими предложениями, в облегченном стиле. Скажем, в главе о протопопе Аввакуме можно было бы поговорить ... Читать далее

Показать больше записей