В некоем росском княжестве, одном из государств фэнтезийного мира, подспудно зреет очередной этап борьбы за власть. Но главный герой — юный княжич Олешка — оказывается удалён от основных событий. Поначалу до него долетают лишь отголоски, а причины таинственной возни, начавшейся вокруг него самого как наследника княжества, долго остаются для него непонятными.
В первой книге анонсированного автором двухтомника герой успевает немало. Сперва он учится в некоей знаменитой Академии; по оговоркам ясно, что учат там в том числе и магии, но упор делается на общее образование. К слову, так будет и дальше: любая магия в мире «Княжича» завязана на нечто вещественное и конкретное — будь то предмет или чёткий ритуал.
Процесс обучения — в пику многочисленным «магоакадемическим» книжным сериалам — автору не слишком важен. Внимание удерживается на постепенном раскрытии характера героя, на его отношениях с друзьями (в первую очередь — с сумрачным Санко) и недругами из однокашников и, конечно, на вторжении в его размеренный быт отзвуков внешних событий.
Далее следует долгое путешествие по миру, которое заводит Олешку совсем не туда, куда он собирался. Проверяется крепость дружбы, сила характера. Параллельно нарастает внешнее давление потока событий, показанное через своего рода интермедии.
После — плен и невольничий рынок в далёкой стране, новые друзья, побег, новое путешествие, загадочная страна альвов и, наконец, долгожданная ниточка, которая выведет героев (но уже во втором томе) к центру событий.
Пока дети путешествуют вдвоём, история приобретает черты увлекательной робинзонады, а когда на их пути встречаются поселения, на первый план выступает почти этнографическое внимание к быту других народов во всём его многообразии — от пищи до языка. Безусловная удача — что даже при описании длительных путешествий локации не сливаются в один поток. Всё описано так, что за перемещениями героев словно следишь по подробной карте. То же касается и персонажей, и народов: все они имеют собственную индивидуальность, не сводящуюся к клише, и занимают уникальное место как в общей картине мира, так и в отдельной судьбе Олешки.
«Княжич» относится к жанру «псевдославянского фэнтези» — автор этого не скрывает и не стесняется. Он не пытается ни деконструировать жанр, ни принципиально расширять его границы. В рамках канона автору комфортно, а прямым результатом становится то, что поклонники жанра, в свою очередь, получат именно то, что хотят, — без обмана.
Автор «Княжича» — журналист с многолетним стажем, так что стилистических или композиционных провалов ожидать не приходится. Текст выверенный, плотный; пространство действия описано очень вещественно, со множеством «материальных» подробностей. Кажется, что обстановку, окружающую героев, в любой момент можно потрогать наяву.
Сам фэнтезийный мир вполне правдоподобен, а за названиями стран и народов почти всегда угадываются аналоги из нашей реальности. Некоторым излишеством выглядит разве что «этнографическое» введение в первой же главе: читатель ещё и с героями-то не познакомился, он даже не уверен, что станет с интересом следить за их судьбой, а уж какие там страны есть на карте — ему пока что и подавно всё равно. Это было бы уместно чуть позже, когда уже станет понятно, что персонажи родом из разных мест и их характеры во многом сформированы обществами, где они жили прежде, чем встретились.
Единственное, но очень важное, свойство «Княжича», отличающее его от аналогов, — то, что главные герои книги — дети «крапивинского» возраста; так что и рассчитана она в значительной степени на детско-подростковую аудиторию. Это не значит, что взрослым будет скучно: все персонажи вполне объёмны, сюжет затягивает, динамика выдержана. Что касается реалистичности, то, хотя смакования жестокости нет, особых скидок на юность читателя автор тоже не делает.
Более того, автор неумолимо показывает прямую связь между поступками Олешки и их последствиями. Каждый поворот сюжета имеет прямую причину в выборе героя, в принятом им решении. Остальные участники событий тоже раскрываются через поступки: даже те, кто поначалу кажется бесполезной декорацией, имеют свою значимую роль в сюжете. Наглядными исключениями выглядят персонажи, которые стали частью той или иной системы и, приняв набор внешних правил, церемоний и норм, пожертвовали субъектностью — как придворные в Шакке или альвы в Эйделе.
Как и положено в фэнтези, мир раскрывается постепенно: от замкнутой системы Академии — через череду локаций путешествия — к насыщенному разнообразию «дальних стран». Но настоящее открытие мира читателя ждёт, судя по финалу первого тома, впереди.
Реальность «Княжича» складывается из вещей и действий, а не из слов о предназначении или судьбе. Если автор сохранит эту «инженерную» честность и дальше, получится цикл, который с одинаковым удовольствием прочитают и подростки, и взрослые. Пока — уверенная заявка: приключение, в котором все решения значимы, а последствия — настоящие.
«Мы мамы» — небольшая книга Надежды Семенович о материнстве, состоящая из блоков трех форматов: история самой Надежды, рассказы молодых матерей о своем опыте и комментарии экспертов по заявленным темам. Книга ... Читать далее
«Ненадежный рассказчик» — книга Елены Васильевой, которая, как указано в начале, основана на ее собственной жизни. История эта полна трагических событий и охватывает более чем двадцатилетний период, в который уместились ... Читать далее
Мы привыкли, что в упаковку «медицинской истории» крайне удобно помещать самое разное: тексты о любви, дружбе, зависимости, гениальности… А сами врачебные перипетии — только удобный и интересный фон. По итогу ... Читать далее
Что чувствует собака? Как она воспринимает мир? Видит ли она в нас — нас самих или же мы для неё большие собаки? Книга Николая Тамма «Водитель рыжей таксы» как раз ... Читать далее