«Литература через призму семьи» — Игорь Михайлов о книге Людмилы Грицай

Книга «Семейные истории классиков русской литературы» довольно добротная по сегодняшним меркам. Написана простым, доступным языком, лёгкими предложениями, в облегченном стиле. Скажем, в главе о протопопе Аввакуме можно было бы поговорить о стилевых особенностях одного из самых оригинальных русских литераторов своего времени. По сути, именно Аввакум стал первооткрывателем мировоззрения русского писателя: «мы вовсе не врачи, мы — боль».   

Но тенденция последних десятков лет — ориентирование на современного читателя, сильно перегруженного огромным информационным потоком разных фактов и суждений, привыкшего, скажем честно, к коротким интернетным статьям, которому сложно сразу настроиться на серьезный, даже драматичный разговор. Тексты-рассказы в книге достаточно лаконичные. Автор старается дать общую и, по возможности, всеобъемлющую картину.


Общими чертами описывается обстановка эпохи вокруг героя и близких ему людей, обстоятельства их судеб, объясняются особенности их натуры, так понятнее становится характер и судьба главного героя. Деликатно, не мучая читателя, автор пытается приблизить хотя бы издалека, на большом увеличении ту точку во времени, ту сторону жизни известного нам человека, которая касалась его семейного положения, отношений, чувств.

Эмоциональная составляющая книги — выбраны истории, в основном связанные не просто с известными писателями, а поэтами: от Ломоносова до Рубцова. За Рубцова и Веронику Тушнову отдельное спасибо автору.

Именно окружение, и самая близкая его часть — семья —  питала чувства поэтической натуры, во многом формировала её, и это влияние поможет понять творчество, многое объяснить в нём. Необычный ракурс, возможно, позволит читателю сделать свои собственные открытия и поменяет даже отношение к известным всему миру стихам.


Хотелось бы отметить достаточно богатый иллюстративный материал — много хороших фотографий. И тут тоже автор прислушивается к новым веяниям — многие из представленных фотографий отредактированы с помощью искусственного интеллекта — раскрашены. На этот счёт существуют разные мнения — стоит ли с исторической или эстетической точки зрения — но всё же, если это поможет привлечь внимание читателя, заинтересовать судьбой героя, то тут и такие средства хороши.

Книга может возбудить интерес для дальнейшего изучения творчества героя. Рекомендую книгу к прочтению, особенно начинающим авторам.

С этим читают

Что мы знаем об Александре III? Думаю, что кроме анекдота про три ошибки в слове щи и факта, что император держал крышу вагона на своих могучих плечах во время крушения ... Читать далее

Мы уже не раз читали или смотрели истории, начинающиеся с того, что герой, имея некие сугубо собственные и нередко довольно скучные цели, прибывает в небольшой город и обнаруживает, что там ... Читать далее

Раз в квартал мы анонсируем новую подборку лучших книг «Списка литературы» Rideró. Это книги, прошедшие двухступенчатый фильтр, отобранные специалистами по продвижению Rideró и переданные на рецензию независимым литературным экспертам, которые ... Читать далее

Победителем в номинации Ridero «Выбор книжных блогеров» на премии «Лицей» среди прозаиков стала Анна Баснер. Её повесть «Последний лист», которая входит в сборник «Круг, петля, спираль» от издательства «Альпина. Проза», ... Читать далее

Показать больше записей