Интервью с Александром Марковым, номинантом на премию Андрея Белого

Номинант на премию Андрея Белого — Александр Марков ответил на вопросы Ridero о научном книгоиздании и рассказал о перспективах гуманитарного знания.

Премия Андрея Белого среди других российских литературных премий занимает особое место: учрежденная в 1978 году редакцией ленинградского самиздатского журнала «Часы», она стала первой в истории России регулярной негосударственной наградой в области культуры (и на данный момент является старейшей из независимых литературных премий).

— Почему вы издали книгу именно в Ридеро?

— Научное книгоиздание в России, в отличие от США или Западной Европы, не доходно и не рентабельно. Книгу можно издать либо в университетском издательстве, на мощностях университета, если хватит университетской строки бюджета, либо на грант, который выделяется большим монографиям, создаваемым в течение многих лет. Литературу, представляющую оперативную реакцию гуманитарной науки на изменение ситуации тогда издавать негде. Конечно, можно было вывесить текст в Сети, но он бы тогда не стал частью литературного процесса, вызывая какой-то профессиональный интерес, но не воспринимаясь как работа мысли. Поэтому я выбрал оперативную книгоиздательскую систему, и издание оказалось рентабельнее, чем если бы я платил какому-нибудь из работающих на рынке издательств.

— Что вы почувствовали, когда узнали о том, что оказались в шорт-листе этой премии? Что это значит для вас?

Премия Андрея Белого создавалась как премия для Самиздата, с целью превратить простой круговорот текстов в осмысленный литературный процесс, со своей экспертизой, критикой, обратной связью. Поэтому премия эта уникальна — она не только размечает литературное поле, но создает литературу как событие. Конечно, быть причастным такому событию — честь для любого автора, и я почувствовал, что книга попала в цель.

— Если бы вы могли посоветовать что-то нашим авторам, что бы вы им сказали?

— Прежде всего, не бояться обсуждать свою книгу: например, не только проводить презентации, но и прочесть лекцию по книге, обсудить в книжном клубе, созвать круглый стол по теме книги, а может быть, снять клип или небольшой фильм по книге подручными средствами.

— Как вам кажется, когда литературоведческие работы (и вообще специализированные научные монографии) становятся ближе к читателю, а не оседают в университетских библиотеках, будет ли это иметь какой-то позитивный эффект в ближайшей перспективе?

— В хорошей ситуации оседание книги в университетской библиотеке должно как раз делать ее частью университетского обсуждения, с участием и литераторов. Я как раз охотно дарю книги университетским библиотекам. Просто сейчас, чтобы книга присутствовала, читатель должен увидеть ее и в университетской библиотеке, и в университетской книжной лавке, и в своей ленте Фейсбука: тогда возможно коллективное обсуждение, с участием тех, кто не дошел еще до университетской библиотеки, а дошел до книжного, или наоборот. Позитивный эффект будет иметь сам пересмотр статуса гуманитарного знания: у нас оно резко разделено на кабинетных специалистов, ученых-популяризаторов и ученых-коммерсантов (например, пиар-директоров с дипломами гуманитарных факультетов). А необходимо нечто среднее, умение сделать кабинет современным, а публичную деятельность — основательной и проницательной.

Подробнее об авторе: Александр Викторович Марков — доктор филологических наук, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник МГУ имени М. В. Ломоносова, зам. декана по научной работе факультета истории искусства РГГУ, преподаватель РГГУ и РАНХиГС, координатор международного проекта «Европейский словарь философий» под редакцией Б. Кассен. Его книга «Теоретико-литературные итоги первых пятнадцати лет ХХΙ века» попала в шорт-лист премии Андрея Белого в номинации «Гуманитарные исследования».

С этим читают

Жил-был писатель. Назовем его, скажем, Иннокентий. Иннокентий был гением. Его метафоры заставляли плакать даже суровых налоговых инспекторов, а сюжетные повороты были настолько неожиданными, что голуби за окном меняли маршрут. Но ... Читать далее

«Уставший мир» — первая часть трилогии «Летаргия» («Уставший мир», «Уснувший мир», «Пробуждение»), финальная книга которой еще только выходит из под пера автора. Поэтому полноценного впечатления обо всей истории составить пока ... Читать далее

Евгений Дьяконов — автор поэтических книг «Доминошники», «Другие ништяки», «Высмотришь», «Иснейя» — стал победителем IX сезона премии «Лицей» в номинации «Выбор книжных блогеров». Член жюри книжных блогеров, редактор журнала «несовременник» ... Читать далее

Готовы прогуляться по книжным тропам? Мы запускаем новый челлендж вместе с LiveLib! Бросьте себе вызов: прочитайте 13 книг за полгода и прокачайте навыки книжного блогинга! Если вы пройдете книжную тропу ... Читать далее

Показать больше записей