Человек здесь проявляется в действии — рецензия на повесть «Чемодан»

О книге Ларисы Майоровой «Чемодан» рассказывает поэт и переводчик Наталья Санникова.

Стремительное развитие сюжета (без отступлений на описание красот природы или тонких душевных переживаний персонажей), насыщенный событийный ряд, повествование, которое ведется в настоящем времени, лаконичность фразы, нацеленной на движение вперед и только вперед, — все это заставляет читателя сразу и с головой погрузиться в мир, созданный автором.

1942 год. Война. Маленькая хрупкая женщина Вера оказывается в эшелоне с ранеными, где проявляет незаурядный талант хирурга и характер бойца. Так начинается череда испытаний, просвечивающих насквозь и ее, и окружающих ее людей. Мы будто обнаруживаем себя в кинозале, — так зримо, так живо выписаны персонажи и жизнь, которую они проживают.


Автору достаточно одного события, одного поступка персонажа, чтобы воображение читателя дорисовало картину. Когда жизнь на грани — не до рассуждений, не до описаний. Человек здесь проявляется в действии. Мы — это наши поступки, и любовь — это тоже поступки. Поэтому, когда Антип кормит собаку (ядом ли, осколками стекла?) и та погибает, все уже ясно про этого человека. И когда голодная истощенная Вера раздает встречным людям продукты, про нее мы тоже сразу многое понимаем.

Подобным образом, чтобы читатель увидал тяжелую голодную жизнь деревни в военные годы — автору достаточно одной детали: у первой деревенской красавицы Анны, солдатки и матери четверых детей, стали видны морщинки. Больше ничего объяснять и не нужно. Хотя о деревне как раз еще много ярких, живых, смешных и трагичных эпизодов.

Проявление персонажа через поступок — качество, благодаря которому текст повести становится вполне сценичным или кинематографичным.

В повествовании о суровом военном времени видна и работа с документом, и наверняка — знание семейной хроники. Во всяком случае, кажется, что эти люди — не чужие автору. С таким теплым чувством они написаны. И, конечно, это тепло не может не чувствовать читатель.

Читать книгу

С этим читают

Небольшая повесть Евгении Борисовой посвящена журналистке Ленке, которая застряла на сомнительной работе и в сомнительных отношениях. Готовя первоапрельский выпуск журнала, героиня придумывает проект — она собирается помогать случайным людям изменить ... Читать далее

Что будет, если собрать вместе главных персонажей русской классики? «32 фигуры» Александры Логиновой посягают на небывалое в сложном многоимённом романе. На сцене провинциального театра ставится шахматная пьеса с героями русской ... Читать далее

ММКЯ 2025 пройдет с 3 по 7 сентября в 57 павильоне ВДНХ. На стенде Rideró № M9 будет представлено множество книг: от исторических романов и фэнтези до детской литературы и нон-фикшн. Выбрали ... Читать далее

Книга «Семейные истории классиков русской литературы» довольно добротная по сегодняшним меркам. Написана простым, доступным языком, лёгкими предложениями, в облегченном стиле. Скажем, в главе о протопопе Аввакуме можно было бы поговорить ... Читать далее

Показать больше записей