Как увлечь ребёнка литературным творчеством?

На днях в Российской Государственной Детской Библиотеке состоялась презентация сборника подростковой мастерской Creative Writing School «Мир на кончиках пальцев». Старшему из авторов – шестнадцать, младшему — десять, всего в книжке собраны произведения двенадцати авторов. В Международный день защиты детей и перед началом долгожданных школьных каникул мы решили поговорить с куратором Creative Writing School, поэтом и сценаристом Юлией Идлис о том, как увлечь ребёнка литературным творчеством. Ведь впереди всё лето!


R: Расскажите про итоговый сборник Вашей мастерской «Мир на кончиках пальцев»: эти тексты появились в процессе учебы или дети уже пришли к вам со своими идеями и черновиками? Что происходило во время вашей совместной работы, какой результат мастерской для Вас как мастера самый ценный?


Ю.И.: Осенью 2015 года в CWS открылась моя литературная мастерская для подростков. Пришли ребята от 10 до 16 лет, очень разные и очень талантливые. Одно из первых заданий, которые я им дала, было придумать и описать героя, про которого им самим хотелось бы прочитать книжку. Ребята прислали эти описания — и я, читая их, поняла, что мне бы тоже очень хотелось прочитать про этих героев книжку. Так родилась идея по итогам нашей работы в мастерской издать сборник рассказов, которые ребята за это время напишут.
На занятиях мы изучали разные инструменты создания истории — героя, композицию, особенности начала и финала, напряжение и т.п. Ребята писали тренировочные тексты, этюды. Из некоторых потом выросли те рассказы, которые есть в сборнике. Другие рассказы родились только в самом конце занятий — их авторы просто обобщили все, чем мы занимались в мастерской, и использовали полученные знания для того, чтобы написать новый рассказ.
Для меня самым интересным был именно этот процесс рождения истории из обрывков, домашних заданий, этюдов и игр на занятиях. Когда вдруг проявляется сюжет, и он интересный, за ним хочется следить, хочется узнать, что будет дальше, — и ты видишь, как это все рождается в голове автора буквально у тебя на глазах. Это самое настоящее чудо.
70_teen-lesson_318_4fad7d2ee954e73bebe019a5ce9cc1
R: Кажется, что многие дети склонны к сочинительству и фантазиям, как мастер может помочь им проявить свои способности? Как мотивировать ребенка-фантазёра превратить свои идеи в тексты? Как увлечь подростка написанием историй?


Ю.И.: У детей и подростков фантазия работает так, как нам, взрослым, никогда и не снилось. У них нет никаких барьеров и ограничений, которые мы придумываем себе с возрастом: этого не может быть, это не правдоподобно, а это как-то чересчур… Дети не заморачиваются такими вещами. Им просто интересно и прикольно находиться в том мире, который они себе придумали. Поэтому с участниками моей мастерской мы занимались именно этим — придумывали миры и изучали их с помощью разных героев.
А вот то, чему детей и подростков нужно учить, – это придумывать историю, которая конечна. Они-то живут в мире бесконечных приключений, поэтому им нужно показать, что бывают истории с началом и концом, и бывают довольно короткие истории, которые, тем не менее, тоже интересно читать. И именно из таких историй получаются рассказы и сборники рассказов.
R.: Нужна ли детскому творчеству критика и аудитория? Говорили ли вы в мастерской об этих сторонах творчества?


Ю.И.: Аудитория точно нужна: всегда круто, когда твой текст читает кто-то другой, и ты вдруг видишь этот самый текст с новой неожиданной стороны, чьими-то чужими глазами. А вот с критикой сложнее – ее труднее принимать.
70_teen-lesson_308_4b55868d102d24fddb8f6c37e9fc1fИ тем не менее мне очень понравилось, как ребята читали и обсуждали друг друга: вдумчиво, бережно и очень внимательно. Разбирали тексты буквально по словам — ну, и критиковали тоже, конечно. Я убеждена, что критика и разбор чужих текстов в итоге помогает лучше писать свои: ты разбираешься в том, как текст работает, что в нем хорошо, а что можно исправить, и мотаешь это все на ус.
R.: Увидеть свой текст в настоящей книге для ребенка, это важно? Понравилась ли книга её авторам?


Ю. И.: Это очень важно для автора любого возраста.
В книге текст выглядит совсем не так, как дома на компьютере или в тетрадке: это уже история, отдельная от автора, со своей самостоятельной жизнью. Да и вообще — это же здорово, когда есть возможность подержать свой текст в руках, в твердой обложке, хорошо изданный, с красивыми иллюстрациями (нарисованными, кстати, самими ребятами). Это одновременно большое счастье и большая ответственность: все, с этого момента ты уже публикующийся писатель, пусть и начинающий, так что будь добр, пиши и совершенствуйся!
R.: CWS объявил о новом наборе на несколько литературных курсов для детей и подростков у разных мастеров, расскажите, пожалуйста, о них.


Ю.И.: Этим летом и осенью у детско-подросткового отделения CWS много планов. Во-первых, писатель и журналист Ирина Лукьянова проведет летнюю мастерскую для подростков (12-16 лет), где ребята будут изучать журналистские тексты и жанры, а в конце выпустят собственную газету. Мастерская будет работать с 27 июня по 8 июля, записаться в нее можно прямо сейчас.
Во-вторых, в октябре начнется годовая мастерская для подростков (13-16 лет), которую будет вести писатель и педагог Олег Швец. Там ребята будут заниматься, наоборот, художественными текстами – сюжетосложением, стилистикой, созданием интересного героя, и т.д. И в конце, вероятно, выпустят такой же итоговый сборник рассказов, как «Мир на кончиках пальцев».
В-третьих, с октября по февраль под руководством филолога Екатерины Туповой пройдет мастерская для детей (8-10 лет). Ее участники будут изучать сказки народов мира и писать свои собственные вариации из жизни Красной Шапочки, Золушки и Санта-Клауса. По итогам этой мастерской школа организует актерскую читку сказок, которые дети напишут за время занятий.


Узнать детали и записаться в мастерские можно на сайте Creative Writing School. А делать книги из детских историй играючи – приходите в Ridero. Подробнее — на нашей специальной детской страничке.


Фотографии предоставлены Creative Writing Shoool.

Share This:

С этим читают

В трех постах «Фейсбука» литературный обозреватель Галина Юзефович коротко и емко описала свой опыт и рекомендации по организации книжного клуба. С позволения автора мы упаковали их в формат электронной книги ... Читать далее

В книгах люди ищут радости, утешения, хороших эмоций, которые всем сейчас так необходимы. Прочитайте сколько захочется книг из 5000 бесплатных, опубликованных авторами Ridero, чтобы поднять себе настроение.  ... Читать далее

Если вы живете в Екатеринбурге и готовы стать автором документальной книги, приглашаем вас к участию в некоммерческом проекте «Лаборатория воспоминаний». ... Читать далее

Как устроены литературные премии? Какие жанры и темы имеют больше шансов на успех? А судьи кто? Где найти себе номинатора? Стоит ли вообще участвовать в литературных конкурсах? ... Читать далее

Показать больше записей