Как увлечь ребёнка литературным творчеством?

243_be8b4c4ffe882f893e9d409212fd55
На днях в Российской Государственной Детской Библиотеке состоялась презентация сборника подростковой мастерской Creative Writing School «Мир на кончиках пальцев». Старшему из авторов – шестнадцать, младшему — десять, всего в книжке собраны произведения двенадцати авторов. В Международный день защиты детей и перед началом долгожданных школьных каникул мы решили поговорить с куратором Creative Writing School, поэтом и сценаристом Юлией Идлис о том, как увлечь ребёнка литературным творчеством. Ведь впереди всё лето!


R: Расскажите про итоговый сборник Вашей мастерской «Мир на кончиках пальцев»: эти тексты появились в процессе учебы или дети уже пришли к вам со своими идеями и черновиками? Что происходило во время вашей совместной работы, какой результат мастерской для Вас как мастера самый ценный?


Ю.И.: Осенью 2015 года в CWS открылась моя литературная мастерская для подростков. Пришли ребята от 10 до 16 лет, очень разные и очень талантливые. Одно из первых заданий, которые я им дала, было придумать и описать героя, про которого им самим хотелось бы прочитать книжку. Ребята прислали эти описания — и я, читая их, поняла, что мне бы тоже очень хотелось прочитать про этих героев книжку. Так родилась идея по итогам нашей работы в мастерской издать сборник рассказов, которые ребята за это время напишут.
На занятиях мы изучали разные инструменты создания истории — героя, композицию, особенности начала и финала, напряжение и т.п. Ребята писали тренировочные тексты, этюды. Из некоторых потом выросли те рассказы, которые есть в сборнике. Другие рассказы родились только в самом конце занятий — их авторы просто обобщили все, чем мы занимались в мастерской, и использовали полученные знания для того, чтобы написать новый рассказ.
Для меня самым интересным был именно этот процесс рождения истории из обрывков, домашних заданий, этюдов и игр на занятиях. Когда вдруг проявляется сюжет, и он интересный, за ним хочется следить, хочется узнать, что будет дальше, — и ты видишь, как это все рождается в голове автора буквально у тебя на глазах. Это самое настоящее чудо.
70_teen-lesson_318_4fad7d2ee954e73bebe019a5ce9cc1
R: Кажется, что многие дети склонны к сочинительству и фантазиям, как мастер может помочь им проявить свои способности? Как мотивировать ребенка-фантазёра превратить свои идеи в тексты? Как увлечь подростка написанием историй?


Ю.И.: У детей и подростков фантазия работает так, как нам, взрослым, никогда и не снилось. У них нет никаких барьеров и ограничений, которые мы придумываем себе с возрастом: этого не может быть, это не правдоподобно, а это как-то чересчур… Дети не заморачиваются такими вещами. Им просто интересно и прикольно находиться в том мире, который они себе придумали. Поэтому с участниками моей мастерской мы занимались именно этим — придумывали миры и изучали их с помощью разных героев.
А вот то, чему детей и подростков нужно учить, – это придумывать историю, которая конечна. Они-то живут в мире бесконечных приключений, поэтому им нужно показать, что бывают истории с началом и концом, и бывают довольно короткие истории, которые, тем не менее, тоже интересно читать. И именно из таких историй получаются рассказы и сборники рассказов.
R.: Нужна ли детскому творчеству критика и аудитория? Говорили ли вы в мастерской об этих сторонах творчества?


Ю.И.: Аудитория точно нужна: всегда круто, когда твой текст читает кто-то другой, и ты вдруг видишь этот самый текст с новой неожиданной стороны, чьими-то чужими глазами. А вот с критикой сложнее – ее труднее принимать.
70_teen-lesson_308_4b55868d102d24fddb8f6c37e9fc1fИ тем не менее мне очень понравилось, как ребята читали и обсуждали друг друга: вдумчиво, бережно и очень внимательно. Разбирали тексты буквально по словам — ну, и критиковали тоже, конечно. Я убеждена, что критика и разбор чужих текстов в итоге помогает лучше писать свои: ты разбираешься в том, как текст работает, что в нем хорошо, а что можно исправить, и мотаешь это все на ус.
R.: Увидеть свой текст в настоящей книге для ребенка, это важно? Понравилась ли книга её авторам?


Ю. И.: Это очень важно для автора любого возраста.
В книге текст выглядит совсем не так, как дома на компьютере или в тетрадке: это уже история, отдельная от автора, со своей самостоятельной жизнью. Да и вообще — это же здорово, когда есть возможность подержать свой текст в руках, в твердой обложке, хорошо изданный, с красивыми иллюстрациями (нарисованными, кстати, самими ребятами). Это одновременно большое счастье и большая ответственность: все, с этого момента ты уже публикующийся писатель, пусть и начинающий, так что будь добр, пиши и совершенствуйся!
R.: CWS объявил о новом наборе на несколько литературных курсов для детей и подростков у разных мастеров, расскажите, пожалуйста, о них.


Ю.И.: Этим летом и осенью у детско-подросткового отделения CWS много планов. Во-первых, писатель и журналист Ирина Лукьянова проведет летнюю мастерскую для подростков (12-16 лет), где ребята будут изучать журналистские тексты и жанры, а в конце выпустят собственную газету. Мастерская будет работать с 27 июня по 8 июля, записаться в нее можно прямо сейчас.
Во-вторых, в октябре начнется годовая мастерская для подростков (13-16 лет), которую будет вести писатель и педагог Олег Швец. Там ребята будут заниматься, наоборот, художественными текстами – сюжетосложением, стилистикой, созданием интересного героя, и т.д. И в конце, вероятно, выпустят такой же итоговый сборник рассказов, как «Мир на кончиках пальцев».
В-третьих, с октября по февраль под руководством филолога Екатерины Туповой пройдет мастерская для детей (8-10 лет). Ее участники будут изучать сказки народов мира и писать свои собственные вариации из жизни Красной Шапочки, Золушки и Санта-Клауса. По итогам этой мастерской школа организует актерскую читку сказок, которые дети напишут за время занятий.


Узнать детали и записаться в мастерские можно на сайте Creative Writing School. А делать книги из детских историй играючи – приходите в Ridero. Подробнее — на нашей специальной детской страничке.


Фотографии предоставлены Creative Writing Shoool.

Share This: