«Наш подход был новым для русского рынка, и перевернуть сознание авторов было сложно»

В январе издательскому сервису Rideró исполнилось 10 лет. Алексей Кулаков, сооснователь сервиса, директор digital-агентства JetStyle, эксперт в области UX-дизайна, цифрового маркетинга и развития интернет-продуктов, рассказал, с чего начинался Rideró, как авторы воспринимали новую технологию селфпаблишинга, как сервис развивался.


Десять лет назад, когда мы выходили на рынок, авторов очень волновало, как сделать так, чтобы их книги продавались в интернет-магазине. Таких возможностей у наших независимых авторов самиздата просто не было. Мы были первыми в январе 2014 года, кто эту возможность им дал и поставил их книги в массовую продажу рядом с книгами, изданными в традиционных издательствах. 

Десять лет назад альтернативы для авторов были такие.

  1. Опубликовать свою книгу просто как текст в интернете и ничего на ней не зарабатывать. Это можно было сделать в нескольких местах, но авторам всё еще очень хотелось, чтобы книги продавались в магазинах, чтобы они выглядели, как книги, и у них была цена и ISBN.
  2. Можно было дождаться, когда к тебе придет издатель и издаст книгу за свой счет. Этот шанс с каждым годом снижается, писателей всё больше, у издателей жизнь всё сложнее.
  3. И еще была возможность издать книгу за свой счет. До того, как мы поменяли рынок, самостоятельное издание книги стоило несколько сотен тысяч рублей и занимало несколько месяцев. Но издав самостоятельно книгу, автор всё равно не мог продавать ее в интернет-магазинах. Он просто тратил деньги сначала на подготовку книги, потом на тираж, получал две паллеты книг, распространением которых занимался самостоятельно. 

Когда Rideró появился на рынке, мы предложили следующее.

Давайте мы дадим вам возможность подготовить, издать и поставить на продажу вашу книгу бесплатно. И бумажную, и электронную. Вы получаете возможность не платить за препресс (у нас есть бесплатная автоматическая вёрстка и простой онлайн-редактор). Вам не надо платить за дистрибуцию. Не надо платить за ISBN. Конечно, вы можете заказать дополнительные услуги, но это не обязательно.

Кроме этого, благодаря Rideró, книги авторов самиздата оказались в продаже в печатном виде по технологии «Печать по требованию» (print-on-demand). Мы первые в России сделали массовой и доступной эту услугу, которая позволяет читателю заказать бумажную версию даже в одном экземпляре, а автору не вкладывать средства в тираж, за печать книги платит заинтересовавшийся читатель. 

В первое время мы столкнулись с тем, что авторы не могли поверить, что такое возможно. Когда я общался по телефону с авторами в то время, чтобы понять, как они воспринимают наш сервис, главной проблемой было то, что для них это был совершенно новый опыт. Они не могли поверить, что всё может быть так хорошо.

Я говорил, что надо просто загрузить файл Word к нам на ridero.ru, и дальше волшебные автоматические гномики всё сами бесплатно верстают, и получатся два файла — один для книги в электронном формате, а второй в pdf — для вёрстки бумажной книги. Файл pdf мы положим на сервер, автор ничего не платит, а когда придет первый читатель, он заплатит первые деньги, и на них будет напечатан экземпляр в бумаге, при этом мы читателю всё доставим. «Вам платить ничего не надо, наоборот, мы вам заплатим роялти с каждого экземпляра», — объяснял я. Писателей это вводило в ступор. Они не могли поверить, что книга может печататься столько раз, сколько купят. Они говорили: «Всё понятно, но какой будет тираж?».

Наш подход к продажам книг был новым для русского рынка, и перевернуть сознание авторов было сложно, но нам очень хотелось упростить путь автора. Сделать так, чтобы ему не приходилось ни у кого ничего выпрашивать, доказывать, что он не верблюд, убеждать, что его книга стоит издания. Мы хотели, чтобы любая книга, которая не нарушает закон, издавалась по щелчку пальцев и без вопросов.

Rideró — первый мой опыт взаимодействия с книгоизданием. До этого я не был ни автором, ни издателем. В результате работы с нашим сервисом я и сам осознал, что ведь я тоже могу написать и издать таким образом книгу. Собрал несколько своих статей и издал, потом раздавал, дарил и однажды с удивлением обнаружил, что мои книги покупают. Или любимый пример про моего сына, который, когда ему было девять лет, написал сборник сказок про енотов и потом был очень горд, приносил сборник в класс, удивляя своих друзей.

Наш лозунг был и остается — давайте уничтожим все барьеры между автором и читателем. Всё, что мы делаем, направлено на это. В развитии платформы мы всегда отталкиваемся от потребностей авторов. Почти все наши услуги появились потому, что их требовали клиенты. Авторам было что-то нужно, и мы это добавляли к сервису. Так появились услуги иллюстратора, редактора, дизайнера, появилась возможность рекламировать книги. Мы просто шли за своим клиентом. Автору важно оставить след, говорить не в пустоту, и мы продолжаем искать способы ему в этом помочь.

Компания стартовала в январе 2014 года с активной пиар-компанией в прессе, наш сервис стал пионером на рынке селфпаблишинга в России, мы создали платформу, которая позволила авторам не только быстро верстать книги, но и отправлять их на дистрибуцию в широкую партнерскую сеть интернет-магазинов. Многие федеральные СМИ об этом рассказали, вышли интервью с основателем и автором бизнес-идеи Rideró, книгоиздателем Александром Касьяненко. 

Первая опубликованная у нас книга — «Сказание о Гора-Рыбе» Александра Коротича.

Стартовая идея Rideró была в том, чтобы сделать такой редактор онлайн-вёрстки, чтобы можно было смотреть книгу и работать в ней, как в браузере. Мы вложили в это много усилий. А рост начался, когда мы поняли, что наша главная задача — это дистрибуция, чтобы книги уходили в продажу. Авторы поняли, что с помощью нашей платформы можно распространять свои книги, что это легко, доступно и базово бесплатно. С этого начался рост и привлечение первых клиентов.

Если в первый год работы в сервисе зарегистрировались 2762 пользователя, то к концу второго года в январе 2016 года их стало 18 626. И сегодня мы подводим итоги уже 10 лет работы платформы Rideró, с помощью которой издано более 140 тысяч книг, а число пользователей превысило 765 тысяч человек.

С этим читают

Говорим с исследователем современного искусства, автором книги «Портрет короля» Демиеном Милкинзом Непонимание обывателем современного искусства стало мемом еще в конце 2000-х. Подробное исследование вопроса с опорой на множество источников, с ... Читать далее

В 2019 году Байба Стурите опубликовала на Rideró книгу «Кармический код судьбы», которая стала бестселлером и вошла в десятку самых популярных книг года. В том же году она заключила контракт ... Читать далее

Ирина Терпугова родом из Томска, закончила Сибирский государственный медицинский университет по специальности врач-биохимик. С 1998 года живет в Италии во Флоренции и с 2008 года работает лицензированным гидом по Тоскане. ... Читать далее

Литература потихоньку уходит из столицы в регионы, подсвечивая то один городок, то другой – от города N мы потихоньку перемещаемся во вполне осязаемые Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток или вот, например, Дивногорск, ... Читать далее

Показать больше записей