Рецензия на книгу Ольги Маркович «Предатели»

Рецензию подготовил литературный критик Антон Осанов.

«Итак, пять рассказов и повесть. Попробуем рассказать о каждой истории без спойлеров.

И это сборник не рассказов вовсе, а маленьких повестей. От неожиданной офисной любви («Полтора дня») до притчи об искусстве («Метода»). Какую бы позицию ни занимала Маркович, она всегда извлекает из нее сильную, умную, насыщенную историю.

У Маркович получается очень емкая, идейная проза. В отдельных случаях даже религиозная. Немного экспозиционная, с точной мерой в словах, проза эта раскрывает настолько простые истины, что о них, кажется, все давно позабыли. В «Метóде» читатель приблизится к смыслу искусства, а может даже коснется его. В «Собаке» поймет цену озлобленности. А «В ящике», в платоновском тексте о том, что не стоит умалчивать «роль человеческой сути», философ Кант займет место рядом с петрушкой и не умалит своей сути.

Попробуйте писать так, чтобы величайший ум лег рядом с бабкиной зеленушкой! И без смеха лег, в большом философском вопросе! О, так просто о сложном может писать только Оля Маркович. Она вся в таких важных скрепляющих замечаниях. Ими можно навсегда задуматься.

Из рассказов Маркович мы узнаем, что люди могут быть устроены как большое ветвистое древо, что сворачивать рисунок в трубу — преступление против искусства, что истина часто рождается в барахтанье, и что бывает прикрылечный снег.

Маркович обладает незаметным, но очень важным талантом: различать столь малые величины, что при взгляде на них они разворачиваются в настоящий космос. Самые простые наблюдения оказываются самыми важными, а самая доступная мысль — самой невозможной. Как «В ящике», где вся несправедливость человеческой жизни уместилась в непонимающую бабью перекличку:

— И что же мы, как же?
— Да так вот и будем.
— Да так ведь нельзя.


Красная нить сборника — предательство. Малое и большое, вынужденное и случайное, оно выжигает мир внутренний и мир внешний, оставляя героев на безжизненном пепелище. Но какими бы ни были причины, предательство у Маркович преодолевается прощением, любовью и добротой. Причем не всегда со стороны человека. В этом есть большая духовная сила — даже когда простить невозможно, Маркович находит те единственные слова, которые отличают просто хорошую прозу от по-настоящему великолепной.

«Предатели» — это очень сильный, притягательный сборник тех важных историй, которые не хочется испытать на себе. Только вот так, на бумаге, на чужом, выдуманном примере. И все равно сидишь потом с наполненным сердцем, будто сам только что все эти предательства сразу всем и простил. Прекрасная, мыслящая книга».

Читать книгу

Share This:

С этим читают

Рецензию подготовил литературный критик Иван Родионов. «Итак, пять рассказов и повесть. Попробуем рассказать о каждой истории без спойлеров. «Дом в Орликовском переулке»Михаилу приглянулась квартира на последнем этаже дома-сталинки. Но что ... Читать далее

Рецензию подготовил литературный критик Игорь Михайлов. «Внушительный труд — большая книга о династии Медичи. Автор очень ясно понимала, что разговор о Медичи не сводится только к биографическому описанию многочисленных семейных ... Читать далее

Рецензию подготовил литературный критик Игорь Михайлов. «Слово «литература» у молодого человека вызывает страшнейший приступ зевоты. Поэтому хочешь не хочешь, а чувства добрые приходится пробуждать нетрадиционным методом. От обратного. Литература и ... Читать далее

В зимний «Список литературы» вошли шесть книг. Это произведения современной прозы — рассказы, повести, два романа и две нон-фикшен книги. Преимущественно все они изданы на нашей платформе в 2022 году. ... Читать далее

Показать больше записей