Рецензия на книгу Ольги Маркович «Предатели»

Рецензию подготовил литературный критик Антон Осанов.

«Итак, пять рассказов и повесть. Попробуем рассказать о каждой истории без спойлеров.

И это сборник не рассказов вовсе, а маленьких повестей. От неожиданной офисной любви («Полтора дня») до притчи об искусстве («Метода»). Какую бы позицию ни занимала Маркович, она всегда извлекает из нее сильную, умную, насыщенную историю.

У Маркович получается очень емкая, идейная проза. В отдельных случаях даже религиозная. Немного экспозиционная, с точной мерой в словах, проза эта раскрывает настолько простые истины, что о них, кажется, все давно позабыли. В «Метóде» читатель приблизится к смыслу искусства, а может даже коснется его. В «Собаке» поймет цену озлобленности. А «В ящике», в платоновском тексте о том, что не стоит умалчивать «роль человеческой сути», философ Кант займет место рядом с петрушкой и не умалит своей сути.

Попробуйте писать так, чтобы величайший ум лег рядом с бабкиной зеленушкой! И без смеха лег, в большом философском вопросе! О, так просто о сложном может писать только Оля Маркович. Она вся в таких важных скрепляющих замечаниях. Ими можно навсегда задуматься.

Из рассказов Маркович мы узнаем, что люди могут быть устроены как большое ветвистое древо, что сворачивать рисунок в трубу — преступление против искусства, что истина часто рождается в барахтанье, и что бывает прикрылечный снег.

Маркович обладает незаметным, но очень важным талантом: различать столь малые величины, что при взгляде на них они разворачиваются в настоящий космос. Самые простые наблюдения оказываются самыми важными, а самая доступная мысль — самой невозможной. Как «В ящике», где вся несправедливость человеческой жизни уместилась в непонимающую бабью перекличку:

— И что же мы, как же?
— Да так вот и будем.
— Да так ведь нельзя.


Красная нить сборника — предательство. Малое и большое, вынужденное и случайное, оно выжигает мир внутренний и мир внешний, оставляя героев на безжизненном пепелище. Но какими бы ни были причины, предательство у Маркович преодолевается прощением, любовью и добротой. Причем не всегда со стороны человека. В этом есть большая духовная сила — даже когда простить невозможно, Маркович находит те единственные слова, которые отличают просто хорошую прозу от по-настоящему великолепной.

«Предатели» — это очень сильный, притягательный сборник тех важных историй, которые не хочется испытать на себе. Только вот так, на бумаге, на чужом, выдуманном примере. И все равно сидишь потом с наполненным сердцем, будто сам только что все эти предательства сразу всем и простил. Прекрасная, мыслящая книга».

Читать книгу

С этим читают

О концепции и внутреннем устройстве сборника Надежды Флайг «Другая я» рассказывает писательница Марго Гритт Сборник рассказов «Другая я» предлагает читателю современное исследование женских характеров от профессионального психолога, который, однако, пытается ... Читать далее

Рецензию на книгу Леони Вебер «Очень приятно, Вилары» подготовила писательница Марго Гритт. Юная Полин, главная героиня повести «Очень приятно, Вилары!», покидает родную страну и переезжает во Францию, в дом отца, ... Читать далее

Один из бонусов нашего ежеквартально обновляемого проекта «Список литературы» — это возможность познакомиться ближе с авторами Rideró, узнать, какие замечательные люди к нам приходят и публикуют важные для них тексты, ... Читать далее

О книге Ларисы Майоровой «Чемодан» рассказывает поэт и переводчик Наталья Санникова. Стремительное развитие сюжета (без отступлений на описание красот природы или тонких душевных переживаний персонажей), насыщенный событийный ряд, повествование, которое ... Читать далее

Показать больше записей