Книга как проект

Семён Колосов — операционный директор центра экспертизы Verno в компании red_mad_robot, специализирующейся на создании цифровых сервисов и консалтинге. Там же Семён — автор и спикер курсов по пипл- и проектному менеджменту.

Коллеги и друзья много раз спрашивали Семёна, не хочет ли он написать книгу, в которой будут собраны все его знания и опыт. В прошлом году Семён решил написать такую книгу, чтобы дать читателям понятные и применимые методы для организации жизни и комфортного развития.

На Rideró «Системная жизнь» Семёна Колосова вышла в сентябре 2022 года. В октябре она уже была в топе продаж.

Мы решили поговорить с Семёном о его подходе к написанию книги, узнать, как проектное управление и гибкий контроль могут помочь писателям в их творческой жизни. 

Ваша книга «Системная жизнь» посвящена проектному подходу к организации жизни. Подходит ли предлагаемый вами образ мышления всем? Некоторые творческие люди не приемлют четкого планирования и работают «когда муза пришла». Поможет ли ваш подход стать творческим людям более продуктивными? 

— Такой образ мышления подходит абсолютно всем. Я считаю, что всё в жизни — это проекты разного масштаба. Если упростить, то проект — это организация целенаправленных действий, людей и ресурсов для создания или получения результата. Запустить спутник, купить квартиру, переехать, организовать свадьбу — всё это проекты. 

Проектный подход помогает быть продуктивнее и получать нужный результат минимальными усилиями. А это значит, принимать эффективные решения и не делать лишнего. Поэтому в первую очередь надо задать себе вопрос: «Зачем мне быть продуктивнее?», а не стремиться к продуктивности ради продуктивности.

Если вы творческий человек, у вас неограниченное количество времени и смысл в самом процессе творчества, то проектный подход может и помешать. А если у вас есть дедлайн, и творчество один из этапов на пути к цели, то проектный подход поможет. Данный подход помогает решать комплексные задачи и проблемы. Поэтому внутри него есть этап генерации идей, где без творчества и креатива нельзя. Многие инструменты внутри подхода помогают развивать креативность и придумывать идеи.

Мой подход — это способ мышления, который можно использовать для разных целей и адаптировать под себя. Он гибкий и усилит любую деятельность, если правильно выбрать инструменты. 

Нужно ли подходить к написанию книги как к проекту? Поможет ли здесь системность?

— Когда в первый раз приходит мысль о написании книги, то мозг представляет будущий результат, получает дофамин, и сразу начинаешь верить, что просто сядешь и напишешь. Все это испаряется, когда дело доходит до написания. 

Продумать план создания книги — это огромная работа перед написанием самого текста. Так как нужно понять зачем, что, для кого и как писать. Это требует осознанности и фокуса. К тому же написание текста — это не быстрый процесс. Требуется поддерживать мотивацию, а для этого нужно правильно организовать процесс. Я считаю, что без системного подхода это сделать невозможно. 

У очень маленького количества людей хватит сил на протяжении всего процесса бороться со стрессом и довести дело до конца только благодаря мотивации. Если вы уверены, что можете написать текст, опираясь на подход «у самурая нет цели, только путь…», то так тоже можно. Нужно только понять когда остановиться, а потом привести текст к формату книги. Все зависит от ваших целей и цели книги. 

Многие люди, которые хотят написать книгу, сомневаются в своих возможностях из-за отсутствия навыков письма. У кого-то во время работы над текстом появляется синдром самозванца — человек обесценивает свое творение.  Посоветуйте начинающим писателям, где найти мотивацию на начальном этапе, когда мучают сомнения? 

— Я предлагаю просто на это «забить» и написать так, как вам хочется. Если вы думаете, что это интересно или полезно, то пишите как есть. Потом можно поправить текст, обратившись к редактору или копирайтеру. 

Если кажется, что вы пишете плохой текст, то напишите статью и покажите незнакомым людям. Удивитесь, что они знают о вас больше хорошего, чем вы сами. Если хотя бы один человек положительно отзовется о вашем тексте, то смело пишите книгу. 

Способов улучшить текст полно: от использования специальных программ до обучающих курсов. Не думайте, что скажут люди. Любой самоучка или опытный писатель обязательно вас поддержат. Они писали книгу и знают, какой это труд. А «всезнающие псевдописатели» пишут комментарии, но не написали ни одной книги, и по умолчанию нельзя воспринимать их критику, как конструктивную. 

Если совсем сложно решиться, то лучше изучите синдром самозванца, чтобы победить его. Есть много методик. Не позволяйте этой вредной и бесполезной установке убивать ваши желания.

В книге вы рекомендуете вести цифровой дневник, так как это удобный метод организации знаний, позволяющий быстро найти необходимую информацию и увидеть неочевидные связи. Расскажите, пожалуйста, нашим авторам подробнее о преимуществах ведения цифровых дневников. Как программы организации знаний могут помочь в работе над книгой? Какие приложения посоветуете?

— Управления заметками и знаниями огромная и актуальная тема. Популярность набирает метод «Зеттелькастен» (Zettelkästen). Его придумал немецкий социолог Никлас Луман. За 40 лет он опубликовал более 70 книг и 400 научных статей. Думаю, цифры говорят об эффективности сами за себя. 

В интернете полно статей и видео про зеттелькастен. Луман использовал ящики и бумажные заметки, а сейчас используют программы. Этот метод позволяет не просто собирать и структурировать информацию, но и выявлять причинно-следственные связи между идеями. Самое ценное, что это не про сбор и хранение старого, а про создание нового. Если следовать системе, то вы можете написать книгу только из своих заметок, так как они будут соединены в логичную ассоциативную цепочку. 

Для неподготовленного человека метод может показаться сложным, поэтому советую начать просто с ведения заметок. Для этого подойдет стандартное приложение на телефоне: Microsoft OneNote, Simplenote или Notion. 

Когда поймете, что бардак начинает вам мешать, изучите зеттелькастен. Я использую приложение Obsidian, но их много и вы сможете выбрать то, что подойдет. Для погружения в тему рекомендую вступить в очень дружелюбное сообщество «Zettelkasten | Умные заметки» в Телеграм.

На начальном этапе работы над вашей книгой вы много времени и сил вложили в аналитику: проводили опросы целевой аудитории про восприятие названия, интерес к теме, оценивали проработанность темы в нон-фикшен литературе. Можете пояснить, зачем вы это делали? Как этим можно пользоваться писателям?

— Я писал книгу, чтобы любой человек без подготовки смог внедрить проектный подход. Поэтому мне было очень важно говорить на языке целевой аудитории. Понимать как они формулируют проблемы, ищут решения, какие слова используют, какие у них привычки, поведение, что их раздражает, кому они доверяют, почему прочитанные книги им не помогли и т.д. 

Также я хотел понять потенциал рынка и востребованность темы. Я относился к книге как к продукту, который должен решать проблему пользователя. Много нон-фикшен литературы не работает, так как там написаны советы и опыт, которые целевая аудитория не понимает и не может применить в реальной жизни. Если вы пишете книгу для себя, то всего этого можно не делать. Если вы пишете для читателей, то выясните, чего они хотят. Не придумайте за них, а пойдите и поговорите с целевой аудиторией. Посмотрите, какие книги уже есть, как формируется проблематика и решение, какие плюсы и минусы у конкурентов, чем вы можете отличаться, что заинтересует читателя. Изучите, что такое Customer Development или метод персон и попробуйте его применить. 

Карта эмпатии потребителя

Нас очень заинтересовал раздел в книге, посвященной саморефлексии в процессе работы над проектом (в процессе движения к какой-либо цели). Можете кратко рассказать, в чем заключается польза такой рефлексии?  

— Много исследований доказывают пользу рефлексии в целом. Если коротко, то рефлексия помогает снижать стресс, увеличивать осознанность и эффективно учиться. Это инструмент, который̆ помогает получить наглядную картину своей деятельности со стороны, проанализировать опыт, сделать выводы и на их основе скорректировать свои цели и подходы. Таким образом вы не будете допускать старых ошибок и каждый следующий раз будете лучше.

Некоторым писателям бывает сложно закончить свое произведение, довести дело до конца, что свойственно в принципе многим людям. Как в этом случае может помочь системный подход?

— Системный подход поможет сделать из непонятного понятный пошаговый план с комфортными этапами продвижения к цели. Это сократит неопределенность и уменьшит шансы остановиться, поможет поддержать нужный уровень мотивации и сфокусироваться на процессе, а не результате. А самое главное — поможет определить цель и ответить на вопросы «зачем» и «как». 

Если все сделать правильно, то процесс будет доставлять удовольствие и будет меньше подвержен влиянию стресса. При таких условиях шансы довести дело до конца намного больше. Если вы хотите написать книгу, но не знаете с чего начать или испытываете трудности, то в моем Телеграм-канале есть мои контакты. Смело пишите, постараюсь помочь и отвечу на вопросы про публикацию книги на Rideró. 


В статье на портале vc.ru Семён подробно рассказывает о том, как он работал над своей книгой «Системная жизнь», как искал издателя и почему выбрал платформу селфпаба, об опыте публикации на Rideró.

Читать книгу

С этим читают

Катерина Михалева-Эгер — социолог моды, магистр экономики (МГУ им. Ломоносова; London College of Fashion), кандидат социологических наук («Мода как социальный институт»), автор научных и научно-популярных статей и книг, посвященных вопросам ... Читать далее

В январе издательскому сервису Rideró исполнилось 10 лет. Алексей Кулаков, сооснователь сервиса, директор digital-агентства JetStyle, эксперт в области UX-дизайна, цифрового маркетинга и развития интернет-продуктов, рассказал, с чего начинался Rideró, как ... Читать далее

Янина Корбут — журналист, переводчик, автор иронических детективов, член Союза Писателей Беларуси. Путь Янины как автора начался в 2020 году. Будучи в декретном отпуске, она подписалась на рассылку Rideró с ... Читать далее

Дарья Гребенщикова родилась в Москве. Окончила постановочный факультет Школы-студии МХАТ, долгое время проработала сценографом театра «Ленком» в эпоху его расцвета — с Марком Захаровым, Евгением Леоновым, Александром Абдуловым и другими ... Читать далее

Показать больше записей