Рецензия на книгу «Любимая еда русских писателей» Алексея Митрофанова

Рецензию подготовил литературный критик Игорь Михайлов.

«Слово «литература» у молодого человека вызывает страшнейший приступ зевоты. Поэтому хочешь не хочешь, а чувства добрые приходится пробуждать нетрадиционным методом. От обратного. Литература и еда!

Да, были, были времена, когда старик Державин под «шексинску стерлядь золотую, каймак и борщ» любил употреблять вина и пунш, а Баратынский, а вслед за ним и Блок отдавали предпочтение Аи.

Меню знаменитых обедов в 1880 году в честь открытия в Москве памятника Пушкину, представляют собой прямо-таки шедевр кулинарного искусства: балыки осетровые, разварная стерлядь, черепаший суп, перепела, земляника, спаржа, мороженое, изысканные вина и шампанское.

Ну и, наконец, канонизация Тургенева в качестве классика европейской литературы происходит в Париже на знаменитых обедах «пяти освистанных» писателей, которые обычно происходили в ресторане у «Адольфа и Пелле»…

Книга Алексея Митрофанова очень вкусная, в прямом и переносном смысле. Она изобилует совершенно уникальными примерами — из кухни русской литературы. Что надо есть, чтобы стать классиком? Вот и будем разбираться, потихоньку, вдумчиво, смакуя страницу за страницей.

Тут вам и каша Ахматовой: «Одно из них — пшенная каша с тыквой. Коммунальная соседка Анны Андреевны вспоминала, как поставила такую кашу запекаться и попросила поэтессу присмотреть за ней — понадобилось срочно уехать. В качестве «гонорара» разрешила Ахматовой попробовать. Возвращается и видит пустую кастрюлю. И Анну Андреевну: «Было так вкусно, что забыли вам оставить».

Кстати, я вспомнил эпизод, который приводит в своих воспоминаниях Ирина Одоевцева, поминая Мандельштама. Мандельштам в 20-е года, съев свою порцию каши в Доме литераторов, освободил заодно и юную поэтессу от суточного пайка:
«Где моя каша? Где? Я же вам объясняю, что я съел ее. Понимаете, съел. Умял. Слопал».

Ну и конечно, какой же уважающий автор пройдет мимо гастрономических пристрастий Михаила Булгакова: «И к ней, конечно, ледяная рюмка водки. Это сноб Филипп Филиппович Преображенский из «Собачьего сердца» говорил, что холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. А мало-мальски уважающий себя человек оперирует закусками горячими. Сам же Булгаков не имел ничего против как супов, так и холодных закусок. И устами другого своего героя, штабс-капитана Мышлаевского, восклицал: «Как же вы будете селедку без водки есть?».

В книге почти вся русская классика, Серебряный век: Гоголь, Гиляровский, Горький, Достоевский, Есенин, естественно, обжора Иван Крылов, Лермонтов, Куприн, Маяковский, Олеша, Катаев, Тургенев, Толстые и т. д.

Самым решительным образом рекомендую эту замечательную книгу к прочтению и самому широкому применению начинающими литераторами в качестве учебного пособия. На гамбургерах и картошке фри в литературе далеко не уедешь!»


Читать книгу

С этим читают

О концепции и внутреннем устройстве сборника Надежды Флайг «Другая я» рассказывает писательница Марго Гритт Сборник рассказов «Другая я» предлагает читателю современное исследование женских характеров от профессионального психолога, который, однако, пытается ... Читать далее

Рецензию на книгу Леони Вебер «Очень приятно, Вилары» подготовила писательница Марго Гритт. Юная Полин, главная героиня повести «Очень приятно, Вилары!», покидает родную страну и переезжает во Францию, в дом отца, ... Читать далее

Один из бонусов нашего ежеквартально обновляемого проекта «Список литературы» — это возможность познакомиться ближе с авторами Rideró, узнать, какие замечательные люди к нам приходят и публикуют важные для них тексты, ... Читать далее

О книге Ларисы Майоровой «Чемодан» рассказывает поэт и переводчик Наталья Санникова. Стремительное развитие сюжета (без отступлений на описание красот природы или тонких душевных переживаний персонажей), насыщенный событийный ряд, повествование, которое ... Читать далее

Показать больше записей