17 ноября издательский сервис Rideró провел встречу с кураторами известных российских литературных премий. Мы поговорили о том, с какими итогами премии заканчивают сезон 2022 года и что планируют на следующий, какие возможности остаются у современных авторов заявить о своем творчестве, изменится ли что-то в следующем году.
Делимся с вами конспектами выступлений каждого спикера (далее речь будет идти от лиц спикеров).
Татьяна Восковская, директор Центра поддержки отечественной словесности
Премия «Большая книга» — одна из старейших в стране. Она существует с 2005 года. Сейчас подходит к завершению 17-й сезон, итоги которого будут подведены 8 декабря в Доме Пашкова. В настоящее время активно идет народное голосование на сервисе LiveLib — до 30 ноября читатели могут проголосовать за понравившиеся книги. Кстати, все произведения доступны бесплатно для чтения.
В результате так называемого народного голосования будут названы три победителя. Литературная академия — жюри премии — определит трех лауреатов «Большой книги», также традиционно будет вручен специальный приз «За вклад в литературу». Кроме того, впервые в истории премии «Большая книга» будет вручен специальный приз «Выбор поколения», который сделают студенты гуманитарных факультетов Высшей школы экономики из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и Нижнего Новгорода. Студенты организовали специальный читательский клуб. Его участники будут читать книги из списка финалистов и выберут из них одно произведение, наиболее интересное, на их взгляд, молодой, студенческой аудитории. Специальный приз «Выбор поколения» создан с целью популяризации современной прозы в молодежной среде и стимулирования интереса к отечественной литературе.
Татьяна Восковская, директор Центра поддержки отечественной словесности
Премии «Лицей» уже шесть лет. Это конкурс для молодых прозаиков и поэтов в возрасте от 15 до 35 лет, проходит при поддержке группы компаний «Лотте» в России. Открывается премия традиционно в начале года и завершается 6 июня, в день рождения Александра Сергеевича Пушкина, церемонией награждения лауреатов в рамках книжного фестиваля «Красная площадь».
Помимо основных номинаций «Проза» и «Поэзия», есть специальная номинация «Выбор книжных блогеров», учрежденная в 2021 году издательским сервисом Rideró. Победителями в этой номинации стали Ислам Ханипаев (2021 год), Екатерина Манойло (2022 год) и Марго Гритт (2022 год).
Среди новых имён лауреатов и финалистов премии этого года также хочется отметить Михаила Турбина, Артемия Леонтьева, Анну Бабину, Анастасию Реньжину, Алексея Колесникова.
Татьяна Восковская, директор Центра поддержки отечественной словесности
Всероссийский конкурс на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру» в этом году проводит свой 13-й сезон. На соискание премии принимаются произведения, написанные на русском языке или авторские переводы с других языков. Ограничений по возрасту, гражданству, месту жительства и публикации нет. Единственное требование — произведения должны быть рассчитаны на аудиторию от 10 до 16 лет.
Экспертный совет читает заявки и формирует длинный и короткий списки, а с последним уже работает детское читательское жюри. Оно и определяет трёх финалистов-победителей.
Результаты конкурса «Книгуру» 2022 года будут объявлены 28 декабря в Библиотеке имени А. Гайдара в Москве.
Какие произведения ждут организаторы премий
Я как читатель всегда жду те книги, которые открываешь и сразу ныряешь в них, которые захватывают целиком, заставляют спорить с текстом, переживать, доставляют удовольствие прекрасным русским языком, с которыми не хочется расставаться. Какого жанра будут эти книги, не так важно.
Владимир Толстой, председатель жюри премии «Ясная Поляна»
В 2022 году одна из старейших российских литературных премий отметила свое 20-летие. Ее две ключевые номинации – «Современная русская проза» и «Иностранная литература» (участвуют произведения, написанные на иностранном языке и переведенные на русский). Также есть номинации «Выбор читателей» и «Событие», которые каждый год трансформируются.
В состав жюри, которым мы гордимся, входят: писатель и критик Павел Басинский, писатели Евгений Водолазкин, Алексей Варламов, Владислав Отрошенко. Ранее также в состав жюри входил Валентин Яковлевич Курбатов, от нас недавно ушедший, и такие замечательные люди, критики, легенды нашей литературы, как Лев Александрович Аннинский и Игорь Петрович Золотусский.
По премии «Ясная поляна» можно изучать историю современной российской литературы, начиная с классиков. У нас была номинация «Современная классика». Ее лауреатами были такие писатели, как Валентин Распутин, Фазиль Искандер, Юрий Бондарев, Василий Белов, Леонид Бородин, Владимир Маканин, Анатолий Ким, Виктор Лихоносов. Все они уже вошли в историю российской литературы. Также среди современных писателей, открытых миру литературы «Ясной Поляной», — Алексей Иванов, Захар Прилепин, Гузель Яхина, Антон Уткин, Михаил Тарковский, Андрей Рубанов, Ольга Славникова и еще много замечательных авторов.
В этом году в номинации «Современная русская литература» победил Дмитрий Данилов со своим уже нашумевшим романом «Саша, привет!» В читательском голосовании победил Ислам Ханипаев с повестью «Типа я». В «Иностранной литературе» лауреатом стал китайский писатель Юй Хуа с романом «Братья».
Я не верю в госзаказ или заказ издателей, литература живет своей жизнью, текст появляется тогда, когда ему надо появиться. Просто мы действительно хотим открывать новые имена, и от наших авторов получать яркие тексты. Нет специального ожидания определенного жанра, темы или тенденции. Просто хочется, чтобы литература жила и давала нам новые впечатления.
Мы надеемся, что «Ясная Поляна» останется ясной при любой погоде, но мы все понимаем, в какое время живем. Бессменным партнером нашей премии все эти 20 лет была южнокорейская компания Samsung Electronic, и мы этим многолетним партнерством очень дорожим, но понятно, что у компании тоже непростая ситуация в России сейчас. Тем не менее, пока никаких сигналов о том, что они хотят перестать поддерживать премию, у меня нет. Если, не дай бог, такое случится, «Ясная Поляна» найдет возможность продолжить свою работу.
Мы не считаем возможным останавливаться или прекращать работу премии. Несмотря на то, что у нас самый большой объем расходов — около 7 млн рублей для наших номинантов и, естественно, большие организационные расходы, премия «Ясная Поляна» обязательно будет и в 2023-м, и, надеюсь, в последующие годы. В ближайшее время мы встретимся с нашими партнерами и обговорим уже планы на следующий год.
1) 3 млн руб получает лауреат в номинации «Современная русская проза»;
2) 1 млн руб — авторы-финалисты, вошедшие в Короткий список «Современной русской прозы»;
3) 1 200 000 руб — лауреат в номинации «Иностранная литература» (автор произведения);
4) 500 000 руб — лауреат в номинации «Иностранная литература» (переводчик);
5) 500 000 руб — победитель в номинации «Событие»;
6) Поездка в Сеул — победитель в номинации «Выбор читателей».
Выдвигать произведения на номинацию «Современная русская проза» могут литературные журналы, издательства, профессиональные союзы, лауреаты премии «Ясная Поляна» и члены жюри.
В номинацию «Иностранная литература» книги предлагают эксперты, состав которых определяется ежегодно.
В номинации «Событие» жюри принимает внутреннее решение. До 1 сентября можно присылать рекомендации в свободной форме на почту премии.
Татьяна Соловьева, первый заместитель главного редактора журнала «Юность»
Наша премия по-настоящему молодая: в этом году прошел всего второй сезон. Премия присуждается ежегодно за лучший рассказ.
На некоторое время жанр рассказа ушел из круга издательских интересов, но, к счастью, в последнее время мы наблюдаем тенденции к изменению этой ситуации. Сборники рассказов, и коллективные, и авторские, все чаще появляются в издательском и премиальном процессе. Например, сборник рассказов Марго Гритт «Вторжение» в этом году был отмечен блогерским жюри премии «Лицей» и членами жюри других премий. Был её рассказ и в финале премии Катаева этого года. Мы считаем, что очень важно находить в современной литературе ярких новеллистов, рассказчиков.
Положение о премии
У нас нет ограничения по возрастной категории — мы принимаем рассказы и для взрослых, и для детей. Произведения должны быть опубликованы в бумажном или электронном формате в течение календарного года, предшествующего премиальному. Выдвигают рассказы номинаторы: литературные журналы, издательства, профильные издания и союзы. Один номинатор может прислать не более пяти рассказов, при этом от одного автора не должно быть более одного текста. Объем ограничен: верхний предел составляет 30 000 знаков.
Тенденции в современной российской литературе
На протяжении последних нескольких лет сохраняет популярность магический реализм. В разных вариантах он встречается в крупной и малой прозе.
Также популярны произведения автофикшн. Это направление называют одним из возможных путей выхода из постмодерна и метамодерна. В основе последних лежит прием деконструкции чего-либо, погружения привычных явлений в новую реальность. Писатели переходят к так называемой новой искренности, когда в центре повествования находится не приём, а герой и его переживания.
Кроме того, мы наблюдаем рост интереса к истории. Через частную, личную историю авторы обращаются к истории государства, мировой истории.
Лауреаты премии
Среди лауреатов первого и второго сезонов есть как признанные писатели (Шамиль Идиатуллин, Денис Драгунский, Евгения Некрасова), так и множество новых имен.
Мне бы хотелось отметить писательницу Марго Гритт, чей рассказ «Руками не трогать» вошел в Короткий список в 2022 году. Марго Гритт очень ярко пишет малую прозу, ее тексты поражают своей откровенностью и неожиданными ходами. Также отмечу автора, которая в прошлом году опубликовала свой первый рассказ, — Наталью Бондарь. Во втором сезоне ее рассказ «Китайский шелк» тоже попал в Короткий список премии. Назову еще одно имя — Анастасию Фрыгину. Ее рассказ «Мария» уступил рассказу лауреата первого сезона Павла Селукова всего один балл.
Какие произведения сейчас актуальны
Когда мы говорим о художественной литературе, я не верю, что можно сформировать какой-то издательский запрос и получить действительно хороший текст, потому что внутренний импульс всегда должен идти от автора. Рассказ (или роман) получится хорошим, если автор говорит о важном для себя. Поэтому я просто жду хороших, интересных текстов, которые не оставят меня как читателя и издателя равнодушной.
Евгений Селиванов, директор департамента по развитию контента ГК «ЛитРес»
Премия «Электронная буква» существует достаточно давно, с 2010 года. Изначально она вручалась авторам самых продаваемых электронных книг. Пять лет назад мы трансформировали премию, решив поддерживать и продвигать независимых digital-авторов и авторов-чтецов, которые публикуются самостоятельно в цифровых форматах.
Мы принимаем прозаические тексты на русском языке в формате электронной книги. Они должны быть опубликованы с помощью сервиса «Литрес: Самиздат» в течение последнего года. Требования к произведениям довольно простые: это книги на русском языке и это художественная литература, за исключением детской литературы. Объем текста — от 4 до 16 авторских листов.
Сперва мы формируем Длинный список с помощью экспертной группы (в этом году такой список состоял из примерно 150 произведений). Далее отдельное жюри формирует Короткий список, и из него уже Большое жюри выбирает победителей. Короткий список этого года будет сформирован в начале декабря, и в марте 2023 года мы подведем итоги.
Мы всегда стараемся сформировать действительно большой Длинный список, потому что хотим обратить внимание критиков, издательств на новые имена. И, конечно, мы радуемся, когда новые авторы, лауреаты нашей премии, получают признание в мире большой литературы. Так, например, Евгения Кретова, которая еще в одном из первых сезонов стала у нас лауреатом, опубликовала уже книги в «Росмэн», «АСТ» и других издательствах.
Тренды в самиздате
Из тенденций можем отметить популярность автофикшна. Книги этого жанра сейчас очень востребованы у читательской аудитории 25+. Также в самиздате популярны фантастические сюжеты, много пересечений фэнтези и любовной прозы.
Самиздат — один из драйверов литературного рынка, и видно, что одновременно с мастерством авторов растет и интерес читателей.
Сергей Шикарев, сооснователь премии «Новые горизонты»
Премия вручается ежегодно за художественное произведение фантастического жанра, оригинальное по тематике, образам и стилю. У нашей премии в этом году первый юбилей — 10 лет. В 2013 году премия «Новые Горизонты» появилась на свет для того, чтобы работать с произведениями и авторами интеллектуальной фантастики.
В то время существовали значительные проблемы с произведениями интеллектуальной фантастики. В редакциях мейнстрима на эти тексты смотрели свысока или с недоумением. Из-за наличия в произведениях внешних атрибутов фантастического жанра — звездных кораблей, роботов и других. При этом редакции, работающие с коммерческой фантастикой, как раз требовали эксплуатации жанровых штампов. В то же время регулярно появлялись замечательные произведения, которые расширяли границы жанра, Мы решили с помощью премии помочь этим произведениям и их авторам стать более заметными для читателей, и для издателей тоже.
Большинство произведений, которые в номинационные списки «Новых Горизонтов» попадали в качестве рукописи, рано или поздно находили своего издателя. Хороший пример — Андрей Хуснутдинов и его роман «Дни солнца», который долго скитался по различным редакциям и, наконец, был опубликован в авторской серии в издательстве «Эксмо».
Подробнее о премии
Тренды в фантастике
Мне бы хотелось сказать о тенденциях отсутствия — о том, чего, на мой взгляд, не хватает сейчас в фантастике. Практически исчезли произведения, в которых будущее представлялось бы в привлекательных образах, исчезло из фантастики будущее, в котором хотелось бы жить. Не хватает пусть не утопических, но хотя бы жизнерадостных, привлекательных образов будущего. Также исчезла из жанра прогностическая функция, которая когда-то была важным его элементом. Очень хочется надеяться, что футурологические прогнозы в фантастику вернутся. Не хватает также мне как читателю произведений из области твердой научной фантастики.
И еще одна тенденция, о которой стоит сказать, — нарастающий интерес к фантастическим текстам со стороны кинематографа. Очень часто к нашим финалистам обращаются за покупкой прав, созданием сценариев, последующей экранизации произведений. Один из недавних примеров — лауреат прошлого сезона «Новых Горизонтов» Рагим Джафаров. Студия LANA Cinema купила у него права на экранизацию романа «Сато», и планирует снять по нему сериал.
Премия «Новые горизонты» пошла этой тенденции навстречу. Вот уже два сезона в премии работает специальное жюри кинопитчинга, которое оценивает созданные нашими партнерами инсценировки произведений финалистов. Это жюри, в которое входят профессионалы киноиндустрии отмечает наиболее привлекательные для экранизации произведения.
Кроме того, важно отметить, что сейчас фантастический инструментарий часто используется авторами мейнстрима, так называемой «большой литературы». Мир стал настолько сложным, что объяснить его иначе, как языком фантастики, становится все труднее.
С другой стороны, мы наблюдаем, что этот инструментарий фантастики, который когда-то использовался для осмысления возможных сценариев будущего, построения притягательных или отталкивающих образов будущего, работает не очень эффективно. Надеюсь, что со временем он заработает в полную силу.
В этом сезоне у «Новых горизонтов» произошло еще одно знаменательное событие. Под эгидой премии в издательстве Inspiria выходит сборник фантастических рассказов «Новое будущее». Авторы попробовали в нем ответить на вопросы, которые ставит перед нами новое время. В сборнике представлены произведения Владимира Березина, Рагима Джафарова, Шамиля Идиатуллина, Алексея Сальникова, Эдуарда Веркина и других замечательных писателей.
Михаил Першин, куратор премии «Большая сказка»
Специфика нашей премии обусловлена самим именем Эдуарда Николаевича Успенского — мы стараемся ориентироваться на него при оценке работ, исходить из его видения детской литературы. В жюри входят люди, лично знавшие Успенского, такие как режиссер Левенбук, писатель Усачев, композитор Гладков.
На рассмотрение принимаются только опубликованные произведения, и обязательно должна быть рекомендация организации-номинатора. Любая районная библиотека, Дом культуры, местное отделение Союза журналистов, писателей, художников могут рекомендовать книгу. В последнем сезоне мы ввели еще одно ограничение — наличие тиража в 500 экземпляров.
Премия присуждается за произведения для детей от 0 до 12 лет в двух номинациях: «Сказка» (3 финалиста) и «Веселый учебник» (1 финалист).
Общий призовой фонд составляет 1,5 миллиона рублей. В номинации «Сказка» финалисты получают призы в 600 000, 400 000 и 200 000 рублей. И 300 000 рублей выделяется на приз победителю в номинации «Веселый учебник». Приз может быть также разделен. Например, в прошлом году было два победителя в номинации «Сказка» и два — в «Веселом учебнике», они получили половины сумм: по 200 и 150 тыс соответственно.
В этом году премия была объявлена в апреле. Надеемся, что и в будущем году будет так же.
Мы очень гордимся лауреатами наших прошлых сезонов. Среди них молодые авторы — Галина Дядина, Ксения Горбунова, Оксана Иванова, Валентина Дегтева.
Тренды в литературе для детей
Если говорить о тенденциях, можно отметить недостаток достойных поэтических произведений. Речь идет не о стихах вообще: прекрасных поэтов у нас немало, а именно о жанре большой сказки. Ни в первом, ни в нынешнем сезоне ни одно поэтическое произведение не вошло даже в Длинный список. Правда, во втором сезоне именно поэт Галина Дядина заняла 1-е место. Но это — исключение, не меняющее общей тенденции.
Призываю наших талантливых поэтов писать сюжетные стихотворные сказки или это может быть цикл из относительно коротких историй, объединенных, например, общим персонажем. Самое главное, чтобы это было талантливо. Детский сказочник сам должен быть ребёнком в душе. Если вам интересно что-то, то пишите об этом.
Подготовили для писателей и поэтов путеводитель значимых наград литературного мира в этом году: что где проходит, на каких условиях, как участвовать и когда подавать заявки. Напоминаем, что на нашем сайте ... Читать далее
Подведение итогов большинства литературных премий еще впереди, но мы хотим уже назвать авторов и книги, которые достигли промежуточных побед и оказались в длинных и коротких списках всеми уважаемых писательских наград. ... Читать далее
В 2023 году издательский сервис Rideró как официальный номинатор премии «Новые Горизонты» провел масштабный отбор среди книг авторов сервиса. Цель заключалась в том, чтобы найти произведение, достойное номинации, опираясь на ... Читать далее
«Смежная зона» обещала рассказать про редкий вирус, из-за которого люди впадают в кому и после живут только в мире, которое рисует их воображение. Но Илана Чубарова, будучи драматургом, спрятала в ... Читать далее